«Детский университет» и «Малая академия» на ГГФ - 2019 г.
Преподаватели и студенты геолого-географического факультета продолжают обучение школьников в Центре развития современных компетенций ТГУ.
Второй год в Томском государственном университете работает Центр развития современных компетенций детей и молодежи https://k21.center/ Цель создания Центра - обеспечение условий для повышения качества образования детей и молодежи путем: реализации дополнительных общеразвивающих программ по направлениям НТИ, перспективным направлениям развития науки и цифрового общества, отраженным в программах деятельности САЕ ТГУ; использования сетевой формы взаимодействия ТГУ с организациями общего и профессионального образования. В Центре реализуется 17 дополнительных общеразвивающих программ и 11 краткосрочных 12-ти часовых мотивирующих программ технической и естественно-научной направленностей для школьников 5-11 классов.
Преподаватели и студенты геолого-географического факультета начали обучение по программам в 2018 году - https://ggf.tsu.ru/content/faculty/structure/chair/geography/shkolnyy-kaleydoskop/universitetskiy-klass.php и продолжили с октября 2019 года.
Программа «Как делают погоду?» заинтересовала обучающихся Томского физико-технического Лицея и учитель географии Ольгу Леонидовну Черноусову.
Модули программы для лицеистов разработали и проводят: Алина Квасова и Елена Иванова (гр. 02603), которых курирует доцент кафедры метеорологии и климатологии Ольга Владимировна Носырева; Александр Михно (гр. 02808), Ольга Безгодова (гр. 02810), ассистент кафедры географии Антонина Сергеевна Батманова.
Заинтересовавшая старшеклассников программа «Космомониторинг природных объектов» реализуется Верой Жуковой (гр. 02809) под руководством доцента кафедры метеорологии и климатологии Ирины Валерьевны Кужевской. Обучающиеся по программе отмечают: Сергей Хомиченко (МАОУ СОШ 28 г. Томска, 10-й класс) «Меня очень заинтересовала данная программа, сначала своим названием… А потому как я собираюсь поступать на геолого-географический факультет Томского государственного университета, то хотелось бы больше узнать о современных исследованиях в науках о Земле». Анна Домненко (Лицей Томского государственного университета, 11 класс): «Изначально, когда я прочитала о программе, то, естественно слабо представляла что ожидать от нее и о чём пойдет речь и понравится ли мне…..После второго занятия я уже поняла, чем вообще мы будем заниматься дальше, в голове выстроилась четкая картина процесса работы. И пришло понимание, что есть в этом что-то цепляющее, что интересно мне, как человеку, сдающему в форме ЕГЭ географию и физику. На третьем занятии я уже всё прекрасно понимала и включилась в работу достаточно быстро. В целом, мне очень нравится. Это будет отличным опытом для меня, так как, возможно, это станет моей будущей профессией. Кто знает…. Посмотрим».
Желаем школьникам успешно освоить программы, а студентам и преподавателям творческого вдохновения!!!!
«Детский университет» и «Малая академия» на ГГФ
Томский государственный университет вошел в тройку высших учебных заведений Российской Федерации, где открываются первые в стране Центры развития современных компетенций при ВУЗах. Центр ориентирован на развитие у детей и молодежи навыков проектной деятельности и формирование soft skills – коммуникативных навыков, умения работать в ситуации неопределенности, способности принимать решения, ставить цели, формировать образовательные маршруты и другое. Важной целью Центра является формирование нового типа мышления – креативного, продуктивного, изобретательского и критического.
В Центре организованы бесплатные курсы для обучающихся: «Детский университет» – для 5-9 классов, «Малая академия» – для 10-11 классов и «Урок технологии».
Создание Центра развития современных компетенций стало возможным в результате получения гранта Минобрнауки РФ (сейчас Минпросвещения РФ) в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование» при софинансировании со стороны администрации Томской области и ТГУ.
http://www.tsu.ru/news/detskiy-universitet-i-malaya-akademiya-pri-tgu-nach/
Преподаватели и студенты геолого-географического факультета начали обучение по программам:
«Как делают погоду?» (5-6 класс). К основным модулям программы относятся:
- анализ форм рельефа территории с использованием разномасштабного картографического материала, космических снимков и туристического навигатора GPS/ГЛОНАС и определение влияния рельефа на особенности климата отдельных территорий;
- знакомство с приборами для наблюдения за метеорологическими величинами, виды и формы прогноза погоды;
- анализ водного баланса Земли, расчет водного следа и определение качества воды.
В рамках программы «Космомониторинг природных объектов» (10-11 класс) обучающиеся знакомятся с ключевыми характеристиками дистанционного зондирования Земли, возможностями применения географических информационных систем в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом природных явлений, учатся осмысливать и выделять природные и антропогенные объекты и процессы на космических снимках.
Также производится набор на программу «Урбанизация и климат» (7-9 класс), и с 14 января 2019 г. начнется программа «Мир неживой природы» (5-9 класс).
В разработке программ, организации и проведении занятий для обучающихся участвуют преподаватели и студенты:
- кафедры географии: Татьяна Николаевна Жилина, Зоя Николаевна Квасникова, Маргарита Александровна Каширо, Козлова Инга Владимировна, Антонина Сергеевна Батманова, магистранты - Юлия Побединская, Мария Дегтярева.
- кафедры метеорологии и климатологии: Ирина Валерьевна Кужевская, Марина Александровна Волкова, Ольга Владимировна Носырева, Дарья Александровна Константинова, магистранты - Владислав Чурсин и Тимур Газимов.
- кафедры гидрологии: Дмитрий Александрович Вершинин, Александр Сергеевич Тарасов, магистрант – Ярослава Мельникова;
- кафедры минералогии и геохимии: Евгения Михайловна Асочакова, Игорь Викторович Афонин, аспирант - Эльвира Кунгулова.
Квест-игры на тему «Живая география».
На площадке Представительства ТГУ в ЗАТО Северск в рамках проекта «Открытый университетский класс» и «IT-экология» для школьников 1–4 классов с 29 мая по 9 июня 2017 г. студентами и преподавателями геолого-географического факультета проводились увлекательные мастер-классы и квест-игры на тему «Живая география».
За незабываемые десять дней Наталья Корнякова, Екатерина Овчинникова, Андрей Рыбалко (гр. 02404), Анна Шараева (гр. 02406) провели для младших школьников занятия: «Сокровища погибших кораблей», «Солнечная система – путешествие по Галактике», «Космические загадки»; Юлия Бургундасова, Евгения Печенкина и Илья Рахимов (гр. 02403) рассказали и показали «Как делают прогноз погоды?» и дали мастер-класс «Облака, давайте познакомимся!...». Интересными были занятия преподавателей кафедры географии. Так в рамках мастер-класса «Увлекательные карты и космические снимки» Оксана Владимировна Хромых и Вадим Валерьевич Хромых познакомили детей с картой, космическими снимками и современными технологиями спутниковой навигации. Дети научились находить объекты на карте, сопоставлять их с космическими снимками, высчитывать расстояние на карте используя ее масштаб, а также определять свое местоположение с помощью мобильных приемников спутниковой навигации. Маргарита Александровна Каширо и Антонина Сергеевна Батманова вместе с ребятами совершали «Кругосветное путешествие», «побывали» на каждом материке, ориентируясь по сторонам света, нашли самое-самое на каждом из всех материков: самую высокую точку, самое низкое место. Узнали откуда к нам в Россию прибыли кукуруза, перец, картофель, помидор и другие культурные растения. Работа с физической и контурными картами расширила кругозор ребят. Совместно с Натальей Корняковой Татьяна Николаевна Жилина сделали географической сказку «Гуси–лебеди» и путешествовали «Вперед в прошлое!».
Вика Шарпило (9 лет), участница всех занятий поделилась впечатлениями: «Мне очень интересно принимать участие в курсе, я уже интересуюсь географией, но на таких интересных занятиях я была впервые. Эти знания в дальнейшем может мне пригодиться в учебе, и в повседневной жизни».
- Ребята с огромным интересом открывают для себя мир географии и наш университет в том числе, – комментирует директор Представительства ТГУ в ЗАТО Северск Ирина Никитина, - нас это очень радует и вдохновляет на разработку новых занятий, по результатам их проведения мы планируем повысить мотивацию школьников к изучению программирования, географии, экологии, биологии и робототехники.
«Живая Земля» – часть городской программы воспитания и дополнительного образования «Страна ТГУ». Цель проекта – создать условия для осознанного выбора учащимися будущей профессии, расширить их знания в области естественных наук и показать привлекательность студенческой жизни. Лекции и практикумы на 15-ти площадках подготовили студенты и преподаватели БИ и ГГФ. У гостей ТГУ было два часа, чтобы пройти четыре экостанции, специально подобранные с учетом интересов и возрастных групп. Не менее увлекательными были станции геолого-географического факультета, где школьники отправились в путешествие по другой области науки, – это «Метеорологическая информация», «Полезные ископаемые и минералы Томской области», «Туристические достопримечательности», «Экология и производство», «Станция Палеонтологическая», «Моделирование географических объектов» и «Географический калейдоскоп». Ведущие поделились с ребятами секретами профессии – оказывается, выпускники ГГФ могут предсказывать будущее, например, погоду на завтра, и путешествовать в прошлое, исследуя палеонтологические остатки.
В Томском государственном университете запущен новый проект «Открытый университетский класс». В его рамках студенты и преподаватели ТГУ будут посещать школы Томской области и знакомить обучающихся, учителей и родителей с ресурсами университета. Для школьников будут доступны курсы для подготовки к ЕГЭ и тренинги.
Студенты химического, филологического, физического, экономического, радиофизического факультета разрабатывают и проводят мастер-классы, рассказывая о возможностях наук и их практической значимости.
В первые выезды в Кожевниковский и Первомайский районы области студенты поведали о свойствах наноматериалов, провели практические исследования по определению наличия красителей в соках и газировке, учили ребят вести беседу, создавать дизайн обложки для печатного издания и многому другому. От студентов школьники узнали о социальных направлениях и студенческой жизни в университете. Представитель приемной комиссии подробно рассказал о правилах поступления в Томский государственный университет.
В работе проекта приняли участие и студенты нашей кафедры – магистранты первого года обучения направления "География" Лидия Еремина и Екатерина Терентьева. В Кожевниково был представлен мастер-класс «Путешествие по Томской области», в Первомайском районе магистранты выступили в роли организаторов.
Фотографии с мероприятия выставлены в фотоальбоме группы Кафедра географии в Контакте
Знакомим школьников с университетом и наукой в их родных школах!