РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1 Дисциплины базовой части
- изучение правовых и экономических отношений в сфере использования ресурсов недр для обеспечения устойчивого развития общества;
- ознакомление обучающихся с основными положениями правового и экономического механизмов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и на рациональное использование ресурсов недр, в первую очередь минерального сырья в интересах будущих поколений;
- поставленные цели реализуются на основе принципов научности, оптимальности, комплексности, платности и справедливости.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями освоения дисциплины «Недропользование» являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные теории и методы макро- и микроэкономики; геологическое планирование и прогнозирование; правовые основы и систему управления в недропользовании.
Уметь осуществлять экономическое и организационное обоснование научно-производственной деятельности в области геологии, экологии и недропользования; анализировать, оценивать и прогнозировать экономические эффекты и последствия своей профессиональной деятельности.
Владеть основами методологии научного познания и методами геолого-экономического анализа.
Б.1.2 Современные технологии получения, обработки и интерпретации геологической информации
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения курса является освоение студентами основных технологий производственных геологических работ разных этапов и стадий, осуществляемых государственными службами, научными организациями и частными фирмами, занимающимися поисками разведкой, прогнозной оценкой и разработкой месторождений полезных ископаемых.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать все современные методы сбора, хранения, обработки и визуализации геологической информации с использованием компьютерных технологий.
Уметь выбирать и применять программные средства, необходимые для конкретных видов производственной деятельности и научных исследований.
Владеть общеизвестными и специализированными программными продуктами и интерпретировать результаты компьютерного моделирования.
- повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;
- развитие когнитивных и исследовательских умений;
- развитие информационной культуры;
- расширение кругозора и повышение общей культуры выпускника;
- воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций выпускников.
Целями освоения дисциплины “Иностранный язык” является формирование продвинутого уровня владения иностранным языком, а также формирование межкультурной коммуникативной компетенции магистрантов Геолого -географического факультета Томского государственного университета для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Изучение иностранного языка призвано также обеспечить:
Б.1.4 Философия естествознания
3 зачетные единицы, 108 часов
Для освоения данного курса необходимо предшествующее знакомство магистрантов с философией, ее основными темами, проблемами, концептуальным аппаратом, а также общее представление о всемирной истории, культурологии, политологии, социологии, об основных исторических этапах формирования науки и техники.
Курс «Философия естествознания» имеет общенаучное значение, способствуя формированию современного научного мировоззрения, позволяет актуализировать исследовательский, рефлексивный, проективный и креативный потенциал магистрантов. Курс формирует целостное представление о специфике современной общенаучной картины мира и принципах ее формирования, о динамике и природе научного знания, об истории научных революций как смене парадигм, о характере основных философских проблем современного естествознания, об их значении для развития науки. Знания по истории и философии естествознания необходимы в практике научных исследований. Для тех магистрантов, которые продолжат обучение в аспирантуре, данный курс является базой для сдачи кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
Освоение данной дисциплины позволяет сформировать основания широкого мировоззренческого синтеза, необходимого ученому в любой современной научно-исследовательской деятельности, а также закладывает базис рефлексивного и креативного, инновационно-ориентированного мышления, необходимого для повышения эффективности проведения научно-исследовательской работы, для закрепления навыков подготовки и написания магистерской диссертационной работы.
Дисциплина в целом направлена на формирование компетенции ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
Б.1.5 История и методология геологических наук
3 зачетные единицы, 108 часов
Изучение курса «История и методология геологических наук» даёт студентам представление об этапах развития геологических наук и их методологических основах, о современном состоянии и проблемах геологической теории и практики, о методических приёмах научного исследования.
Курс обобщает материал всех предыдущих геологических дисциплин. В результате выпускники университета оказываются лучше подготовленными к самостоятельной научно-исследовательской работе, имея возможность полнее представить себе значение разрабатываемой конкретной проблемы в общем поступательном развитии науки, определить комплекс методов, применяемых для решения этой проблемы, научиться формулировать тему, цель и задачи научного исследования, усвоить правила написания и оформления статей.
В процессе изучения курса появляется возможность увязать современное состояние вопросов теоретической и практической геологии с задачами, которые предстоит решать выпускнику во время самостоятельной работы на производстве или на научном поприще, получить представление о способах выполнения научного исследования.
Б.1.6 Современные проблемы геологии
4 зачетные единицы, 144 часа
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы геологии» являются получение фундаментальных знаний о происхождении и строении основных геосфер, направленности и цикличности в развитии Земли, проблемах происхождении и эволюции жизни. Задачи курса: ознакомить магистрантов с основными достижениями и проблемными вопросами современной геологии и методами их решения с позиций существующих концепций, развиваемых ведущими отечественными и зарубежными учёными.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современные, главным образом дискуссионные проблемы геологии, начиная с истории образования планеты Земля до наших дней, включая историю возникновения и стадийность развития жизни, катастрофические события в жизни планеты, влияние антропогенной деятельности на ход геологических процессов, проблемы и перспективы наноминералогии.
Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
Владеть навыками работы с современной научной литературой, подготовкой информационных обзоров, научных статей и производственных отчётов.
- рефлексии образовательных установок и конструктивной организации индивидуальной образовательной деятельности;
- содержательной конкретизации актуальной проблематики инновационного развития современной практики образования;
- конструированию рефлексивного интегративного психолого-педагогического знания в проблемном поле модернизации института образования как социо-культурной практики устойчивого развития человеческого ресурса;
- критическому осмыслению ценностных, психологических и организационно-методических оснований организации педагогической практики с целью выявления актуальных противоречий её развития, ограничений в развитии человеческого ресурса, прогнозирования и оценивания образовательных результатов;
- проектированию авторских образовательных ресурсов и программ;
- планированию и реализации научно-педагогической деятельности.
- самостоятельной постановке образовательных задач в плане развития психолого-педагогической компетентности в контексте профессиональной деятельности;
- самостоятельной работе с информационными ресурсами, междисциплинарной интеграции знания и аргументации авторской позиции при решении образовательных и психолого-педагогических задач;
- критическому осмыслению проблемного поля инновационной практики развития современного образования как социо-культурной практики;
- ценностно-смысловому самоопределению в контексте педагогической деятельности;
- аналитической и методической работе с нормативными документами в области образования и разработке методического сопровождения образовательного процесса;
- конструированию рефлексивного психолого-педагогического знания как условия выявления актуальных проблем образовательной практики, постановки и решения образовательных задач;
- планированию и организации различных форм и видов образовательной деятельности в ценностях реализации компетентностного подхода;
- методологической рефлексии, конкретизации содержания и основных этапов исследования в области образовательной проблематики;
- осмыслению института образования как социо-культурной практики устойчивого развития человеческого ресурса.
2 зачетные единицы, 72 часа
Содержание дисциплины отвечает современным тенденциям модернизации института образования как глобальной социо-культурной практики, носит интегративный характер, ориентировано на выстраивание междисциплинарных связей в контексте образовательной проблематики и конструирование рефлексивного психолого-педагогического декларативного и процедурного знания.
Содержание курса «Психология и педагогика» ориентировано на ценностно-профессиональное самоопределение магистрантов в образовательной деятельности и развитие их психолого-педагогической компетентности, проявляющейся в готовности и способности к:
В результате освоения дисциплины магистр должен демонстрировать готовность и способность к:
Блок 1 Дисциплины по выбору
В.1.1.1 Теоретические проблемы стратиграфии
3 зачетные единицы, 108 часов
Курс предусматривает освещение основных мировоззренческих проблем стратиграфии, обсуждение парадигм стратиграфии, концепций геологического времени и новых подходов к построению стратиграфических шкал.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать итоги и основные направления стратиграфических исследований в ХХ и ХХI веках: общая стратиграфическая шкала в свете последних решений МСК и МГК; проблема геохронологических границ; дискуссионные вопросы стратиграфического кодекса;
Уметь читать и строить стратиграфические схемы различного масштаба и ранга;
Владеть методами и приемами установления границ стратиграфических подразделений различного ранга.
В.1.1.2 Современные методы структурного анализа
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями освоения дисциплины являются выработки навыков синтеза основных положений ряда смежных геологических дисциплин – региональной геологии, структурной геологии и тектоники, направленных на углубленное прочтение строения и геологической истории формирования структур земной коры, посредством применения современных методов – структурного анализа, тектоно-фациального анализа и анализа сложнодислоцированных толщ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:Знать общие основы и приемы структурно-тектонического анализа, основы учения о тектонофациях, отражающих основные закономерности вертикальной зональности литосферы, основные характеристики и индикаторные признаки горных пород и толщ, представляющих структуры эпи-, мезо- и катазон;
Уметь:
- безошибочно определить принадлежность тех или иных комплексов пород и полезных ископаемых к эпи-, мезо- и катазоне и обосновать, посредством применения системы приемов тектоно-фациального анализа и анализа сложнодислоцированных комплексов, эту их принадлежность к соответствующим зонам земной коры;
- расшифровать основные этапы истории геологического развития того или иного региона или его части и обосновать принадлежность к этим этапам полезных ископаемых, характерных для данного региона;
Владеть:
- навыками общего структурного анализа (геометрического, кинематического и геодинамического), обогащенными методами тектоно-фациального анализа и анализа сложнодислоцированных комплексов, применительно к комплексам пород и связанных с ними полезных ископаемых;
- приемами отображения информации, полученной в ходе структурно-тектонического анализа, на картах схемах, диаграммах, графиках и в аналитических объяснительных записках.
В.1.1.3 Мониторинг ОС и оценка экологического риска
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель курса показать будущим специалистам по экологической геологии, что мониторинг это сложная система наблюдений и контроля за компонентами окружающей среды и природой в целом. Важно показать, что мониторинг это совокупность глобальных, национальных, ведомственных, региональных, локальных контрольных служб, выполняющих наблюдения в рамках регламентированных форм отчетности. В работу данных систем включаются многие научные и производственные учреждения, пользующиеся результатами штатных наблюдений на постах и ведущие исследования по утвержденным государственным программам. Результаты научно-исследовательских работ поступают в головные учреждения для анализа, обобщений и выводов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- что природная среда является системой эволюционирующей во времени. Она испытывает систематические и катастрофические воздействия природных и антропогенных факторов, что приводит к деформации природных ландшафтов;
- механизмы усилители отрицательного воздействия различных антропогенных факторов на компоненты природной среды;
- необходимость мониторинговых исследований при ведении хозяйственной деятельности как обязательного условия лицензионных соглашений.
Уметь применять ключевые представления и методологические подходы мониторингового характера, направленные на решения проблем обеспечения безопасного и устойчивого взаимодействия человека с природной средой;
Владеть методами и способами решения мониторинговых задач.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение студентами представления об уникальности четвертичного периода, как последнего отрезка геологического времени, в течение которого под действием различных геологических процессов сформировались современный рельеф, климат и биота.
Задачами дисциплины является знакомство студентов: с основными процессами, произошедшими за последние 2 млн. лет; с генетическим типам четвертичных отложений и особенностями осадконакопления, рельефообразующей роли процессов внешней и внутренней динамики; с методами стратиграфического расчленения четвертичных отложений и стратиграфическими схемами; с основными отличительными особенностями геологического строения и формирования отложений четвертичной системы континентов Северного полушария (Северной Америки, бореальной Азии, Восточной и Западной Европы, Африки). В ходе практических занятий студенты знакомятся с картами четвертичных отложений, конкретными разрезами, палеогеографическими картами различных территорий, стратиграфическими схемами, коллекциями остатков четвертичных млекопитающих.
В.1.2.2 Физико-химические методы в стратиграфии
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является ознакомление магистрантов с современными аналитическими методами, с помощью которых получают данные, позволяющие реконструировать обстановки седиментогенеза (фациальность отложений, соленость и редокс-условия осадочных палеобассейнов), скорость и последовательность осадконакопления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные аналитические методы изучения стратифицированных палеонтологически «немых» осадочных отложений, возможности и ограничения их применения;
Уметь:
обрабатывать полученные аналитические данные и проводить генетическую и стратотипическую интерпретацию особенностей состава и строения осадочных отложений разной фациальной и формационной принадлежности;
Владеть:
навыками составления аналитических обзоров при оценке палеогеографических обстановок и установлении физико-химических условий седиментогенеза.
В.1.2.3 Геолого-геофизические и петрологические методы изучения глубинного строения Земли
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью дисциплины является: формирование у студента целостной системы знаний о теоретических и методических основах методов фундаментальной геофизики; понимание их места и значения в общей системе естественных наук, занимающихся изучением состава и строения оболочек Земли и ее эволюции, а также диагностикой процессов глубинного происхождения и их влиянием на геодинамические условия развития и металлогеническую специализацию отдельных областей литосферы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные теоретические предпосылки применения геофизических методов и методологию выделения и исследования геосфер, главных структурных элементов литосферы и глубинного геологического строения металлогенических районов.
Уметь:
оценивать информативность геофизических методов изучения глубинных недр Земли, понимать геофизическую графику и проводить ее геологическую интерпретацию.
Владеть:
навыками широкого привлечения результатов геофизического исследования земной коры и верхней мантии для решения задач в практике мелкомасштабного геологического картирования и металлогенического районирования.
В.1.2.4 Современные проблемы рудообразования
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение студентами современных представлений и знаний о процессах рудообразования, использовании новых методов исследования минерального вещества и геологических объектов, вовлечение в процесс исследования ранее слабо изученных морских и океанских акваторий породивших целый рой новых гипотез и проблем рудообразования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать современные, главным образом дискуссионные проблемы теории рудообразования
Уметь использовать новейшие данные и теоретические построения в своей научной и научно-производственной деятельности;
Владеть навыками научного анализа конкретного материала с позиций новейших теоретических представлений.
В.1.2.5 Инженерная геоэкология
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение студентами современных представлений и знаний о методологии экологического обоснования инженерно-хозяйственных решений, связанных с формированием природно-технических геосистем и рациональным использованием природных ресурсов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать эколого-инженерно-геологические особенности формирования техносферы, эколого-геологического картирования территорий, мониторинга (в том числе экологического) геологической среды, моделирования инженерно-геоэкологических условий и прогнозирования их изменений, техногенного воздействия на геологическую среду и инженерно-геоэкологических критериев рационального использования природных ресурсов;
Уметь оценивать критерии экологической надежности природно-технических геосистем, определять минимум техногенных нагрузок на компоненты геологической среды и решать задачи, связанные с оптимизацией качества инженерно-хозяйственной деятельности по заданным экологическим критериям;
Владеть навыками разработки и управления системами инженерно-экологического обеспечения хозяйственной деятельности при освоении природных ресурсов и совершенствовании природно-технических геосистем.
В.1.2.6 Гидрогеохимия и моделирование экосистем
3 зачетные единицы, 108 часов
Целевое назначение курса – приобретение студентами необходимых знаний о типе и составе природных вод, факторах и механизмах формирования состава поверхностных и подземных вод, физико-химическом моделировании, гидрогеохимических методах поиска и об изменении состава вод при техногенном воздействии на них.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные типы подземных вод и особенности их состава;
- закономерности формирования состава подземных вод;
- региональные закономерности изменения состава подземных вод;
- основы и возможности гидрогеохимического метода поисков МПИ и физико-химического моделирования экосистем.
Уметь:
- провести типизацию конкретных подземных вод и дать оценку пригодности их для различных хозяйственных целей,
- на основе физико-химическое моделирования гидрогеохимических процессов спрогнозировать дальнейшее развитие экосистемы для решения конкретных экологических задач;
- определять степень загрязнения природных водных объектов при техногенном воздействии на них и оценить опасность этого;
- применять гидрогеохимический метод поисков в различных геологических обстановках.
В.1.3.1 Подготовка и каталогизация палеонтологических коллекций
3 зачетные единицы, 108 часов
Курс предусматривает знакомство студентов с основными принципами и методами обработки, составления и описания палеонтологических коллекций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен :
Знать основные способы препарировки, консервации и каталогизации палеонтологических образцов.
Уметь пользоваться основными приемами препарировки и каталогизации;
Владеть методами консервации палеонтологических образцов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными представлениями о процессах осадкообразования в современных и древних бассейнах стока, при лавинной и биогенной седиментации, в результате вулканической деятельности, с особенностями формирования кор выветривания и накопления, происхождения и закономерностей размещения осадочных пород и связанных с осадочными породами полезных ископаемых. Задачи курса сводятся к освоению студентами принципов изучения осадочных горных пород с помощью анализа минеральных аутигенных и аллотигенных ассоциаций, структурно-текстурных особенностей строения, закономерностей размещения пород в пространстве и во времени для последующей реконструкции механизма мобилизации вещества, переноса, формы седиментации.
В результате освоения дисциплины магистрант должен
Знать современные представления по различным вопросам теории седиментогенеза; историю развития представлений о генезисе осадочных пород, об эволюции осадкообразования в истории Земли; типы седиментационных обстановок; фации осадочных пород; роль экзогенных процессов в формировании главных видов минеральных ресурсов осадочного происхождения: энергетических, металлургических, химических и агрохимических, а также строительных и огнеупорных материалов, россыпей благородных металлов, алмазов, тяжелых минералов, драгоценных камней и прочего.
Уметь проводить парагенетический анализ; диагностировать фациальную принадлежность осадочных пород; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.3.3 Основы геодинамического анализа
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель курса дать студентам современные представления о методах и возможностях геодинамического анализа при палеотектонических (палеогеодинамических) реконструкциях.
Задачи курса: рассмотреть методы обоснования дрейфа литосферных плит, выделить индикаторные осадочные, магматические и метаморфические формации, характерные для определённых геодинамических обстановок, оценить их минерагению.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современные, главным образом дискуссионные проблем теории тектоники литосферных плит, включая обоснование доказательств дрейфа континентов, характеристику существующих геодинамических обстановок на континентах и океаническом дне, особенностей их минерагения и индикационных признаков, использование методов геодинамического анализа при геологическом картировании и научных исследованиях;
Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
Владеть навыками работы с современной научной литературой, подготовкой информационных обзоров, научных статей и производственных отчётов.
В.1.3.4 Многомерная статистика в экогеохимии
3 зачетные единицы, 108 часов
Основной целью курса является формирование у будущего специалиста представлений о вероятностной природе геохимических данных, способах их корректного представления и анализа.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать способы организации и представления в ЭВМ многомерных данных, как случайных величин, методы обработки и интерпретации данных на компьютере с помощью типовых статистических программ.
Уметь работать с геохимическими данными в общих и специализированных пакетах на ЭВМ.
Владеть методами статистического анализа результатов исследований.
В.1.4.1 Палеонтология беспозвоночных
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины "Палеонтология беспозвоночных" является формирование целостной системы знаний о классификации, строении и условиях обитания беспозвоночных животных прошлых геологических эпох, об особенностях их эволюции.
Задача дисциплины – научить студентов определять характерные роды и виды ископаемых беспозвоночных и возраст вмещающих их отложений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- систематическое положение, анатомические и морфологические особенности ископаемых беспозвоночных;
- этапы эволюции беспозвоночных, их распространение во времени;
Уметь:
- определять характерные роды и виды ископаемых беспозвоночных;
- анализировать морфологические особенности, диагностические признаки ископаемых беспозвоночных для восстановления условий их обитания;
Владеть: методами определения возраста горных пород по содержащимся в них ископаемым беспозвоночным.
В.1.4.2 Палеонтология позвоночных
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Палеонтология позвоночных» является получение студентами общего представления о закономерностях и особенностях происхождения, строения, стратиграфического значения и палеоэкологии основных групп позвоночных.
Задачами дисциплины является знакомство студентов с основными направлениями и проблемами изучения ископаемых позвоночных; освоение методов и подходов тафономических, морфологических, морфометрических, палеоэкологических исследований; познакомится с вопросами систематики и биостратиграфии ископаемых позвоночных. На основании собственных палеонтологических материалов провести морфологические исследования в рамках темы диссертации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- анатомическую терминологию по остеологии и синдесмологии;
- происхождения и родственных связей отдельных групп позвоночных; стратиграфического, палеоэкологического и палеозоогеографического значения ископаемых позвоночных.
- основные группы ископаемых позвоночных (в том числе на ископаемых остатках, хранящихся в палеонтологическом музее ТГУ); историю развития позвоночных; план и основные типы строения позвоночных; тафономию и анализ ориктоценозов;
Уметь отбирать в обнажении ископаемые кости, проводить техническую обработку и определение анатомического положения в скелете той или иной кости; освоить морфометрические методы изучения черепов и костей посткраниального скелета; самостоятельно ставить конкретные научно-исследовательские задачи, анализировать и интерпретировать данные лабораторных исследований; профессионально составить и оформить научный доклад или статью.
Владеть:
- современным пониманием задач научных исследований в области палеонтологии, с использованием новейших отечественных и зарубежных достижений;
- навыками описания остатков ископаемых позвоночных; использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для проведения научных (фундаментальных) и научно-производственных палеонтологических и биостратиграфических работ.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями освоения дисциплины являются общетеоретическая подготовка студентов к палеоботаническим исследованиям. Данный уровень подготовки включает в себя ознакомление с морфологией и анатомией растений; рассмотрение основных методов палеоботанических исследований и принципов систематики ископаемых растений, в том числе с точки зрения клеточного строения; анализ современных палеофлористических представлений.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
- анатомию современных и ископаемых растений;
- основные методы палеоботанических исследований;
- современную систематику ископаемых растений;
- основы палеофлористики;
Уметь:
- применять специальные методы исследований для установления систематической принадлежности ископаемых растений;
- определять возраст комплексов ископаемых растений и палиноморф;
- устанавливать принадлежность комплексов ископаемых растений и палиноморф к определенным фитохориям;
Владеть навыками применения различных методов палеоботанических исследования для анализа комплексов ископаемых растений и палиноморф.
В.1.4.4 Проблемы геологии докембрия
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является изучение и анализ основных проблем в докембрийской истории развития Земли. Изучение процессов эволюции магматизма, осадконакопления, тектоники, органического мира и внешних оболочек Земли во взаимосвязи друг с другом.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать историю становления основных понятий и терминов; основные этапы развития Земли в докембрии; методы изучения и корреляции докембрийских отложений.
Уметь применять полученные знания при картировании или детальном изучении вещества докембрийских комплексов.
Владеть навыками корреляции сложнодислоцированных толщ; навыками выделения докембрийских комплексов и их возрастного положения; навыками в выборе методов изучения древнейших отложений.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является приобретение знаний в области исследований новейшего этапа структурообразования (олигоцен-квартер) и, особенно, его наиболее молодого подэтапа (плейстоцен-голоцен) активного тектогенеза.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основы неотектоники и ее роль в системе геологических наук, современные тектонические движения, методы исследований неотектоники, систематику крупнейших неоструктурных форм земной коры и неотектоническое районирование территории Евразии, значение неотектоники при изучении опасных геологических процессов;
Уметь выявлять признаки и оценивать на практике вероятность опасных природных геологических процессов, в особенности, при экологических исследованиях и инженерно-геологических изысканиях;
Владеть методами определения признаков новейших тектонических деформаций, как в рельефе, так и в разрезах, в том числе, в виде локальных тектонических нарушений в рыхлых отложениях.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения курса является знакомство студентов с главнейшими сведениями о современных и древних вулканах, методами их изучения и картирования, с вопросами выделения и классификации вулканических и вулканогенно-осадочных фаций и формаций, особенностями их проявления в различных геодинамических обстановках, что необходимо для грамотных палеовулканических реконструкций.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать: типы вулканических извержений и вулканических продуктов, морфологию вулканических аппаратов, классификации и характеристики основных типов вулканических, субвулканических, пирокластических пород и генетические типы вулканитов;
Уметь: практически выделять, изучать и описывать (определять) генетические типы вулканических пород и проводить палеовулканические реконструкции;
Владеть: навыками изучения, выделения, описания и генетической интерпретации различных фациальных и генетических типов вулканитов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Геохимия ландшафта изучает процессы, протекающие в природе на атомарном уровне. Такой подход позволяет оценить характер и тесноту взаимосвязи между компонентами окружающей среды, на локальном, региональном и глобальном уровнях, в геологическом и историческом аспекте времени, и прогнозировать тенденции развития определенных ландшафтов, геохимических процессов и сдвигов в состоянии окружающей среды в будущем.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать:
- концептуальные основы геохимии ландшафта, основные этапы развития науки, геохимические идеи основоположников науки.
- закономерности миграции, концентрации, рассеяния химических элементов в географической оболочке, (в том числе и в техносфере) в зависимости от внутренних и внешних факторов.
- основные методы геохимических исследований
Уметь:
- проводить исследования в области геохимии ландшафта.
- применять геохимические методы исследования ландшафтов для обработки, анализа и синтеза полевых и лабораторных источников информации.
Владеть:
- навыками обработки показателей содержания химических элементов в компонентах природных и антропогенных ландшафтов.
- навыками анализа геохимических данных при решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, геохимическим мониторингом, геохимии поисков полезных ископаемых, здравоохранения, для прогнозирования развития неблагоприятных экологических ситуаций.
В.1.5.1 Осадочные фации и формации
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является получение знаний о существующих современных направлениях в понимании осадочных фаций и формаций, значение этих понятий для литологии, палеогеографии, стратиграфии, геологии месторождений полезных ископаемых и других геологических дисциплин. Задачей курса является знакомство студентов с понятиями «осадочная фация» и «осадочная формация», методикой их выделения, описания и практического использования.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать классификации фаций; признаки континентальных, морских и переходных групп фаций; методику фациального анализа; принципы выделения осадочных формаций; соотношение между фациями и формациями, их значение для поисков полезных ископаемых.
Уметь выделять основные фации континентальных, морских и переходных групп; использовать методы выделения и описания осадочных геологических формаций.
В.1.5.2 Магматические формации
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление с закономерностями проявления различных ассоциаций магматических горных пород, особенностями их вещественного состава и внутреннего строения, которые отражают геодинамический режим формирования тектонических структур верхних горизонтов Земли.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать принципы диагностики природных магматических ассоциаций, их главных таксономических единиц и признаков формационной дискриминации; определённые петрологические мировоззрения на вопросы генезиса и геодинамические условия формирования магматических горных пород;
Уметь практически применять полученные знания при обосновании выделения магматических комплексов или их более крупных сочетаний (парагенезов), составлении геологических легенд и прогнозных металлогенических карт; применять навыки подготовки специальных обзоров по эволюции магматизма конкретных регионов в рамках магистерской диссертации.
В.1.5.3 Проблемы комплексного использования минерального сырья
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомить обучающихся с проблемами повышения комплексности использования минерального сырья имеет с позиции улучшения экономических показателей горнопромышленных отраслей и уменьшения их техногенного давления на природную среду, а также показать наиболее оптимальные направления их решения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать общие принципы и проблемы (технологические, экономические и экологические) использования минерального сырья; основные причины неполноты его использования и высокого уровня токсичности отходов горнорудного производства; проблемы и возможности вовлечения в эксплуатацию техногенных месторождений минерального сырья, путей повышения комплексности и полноты использования ресурсов отдельных месторождений полезных ископаемых как уникальных и неповторимых по своему химическому составу, особенностям геологического строения и размещению технологических сортов руд природных объектов.
Уметь правильно использовать теоретические знания в этой области в профессиональной деятельности.
Владеть навыками оценки эффективности повышения комплексности использования руд конкретных месторождений.
В.1.6.1 Цифровые методы палеонтологических исследований
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Цифровые методы палеонтологических исследований» является получение студентами практических навыков обработки палеонтологических данных с помощью современных цифровых технологий.
Задачей дисциплины является освоение студентами некоторых методов современных инструментальных исследований палеонтологического материала; освоение навыков использования некоторых специальных компьютерных программ; практическое применение освоенных методов для исследований собственного материала при подготовке магистерской диссертации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать цифровые технологии в современных палеонтологических исследованиях
Уметь выполнять полевые работы, морфологические исследования, систематические и биостратиграфические построения.
Владеть статистическими методами сравнительного изучения биот (комплексов), методами морфологических исследований, 3D сканированием палеонтологических объектов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является получение знаний о существующих современных направлениях в анализе напряжений при формировании геологических структур, их использовании при геологическом картировании, изучении геологии месторождений полезных ископаемых и в других геологических дисциплин.
Задачей курса является знакомство студентов с понятиями «стрейн», «количественная оценка величины деформации», методика их изучения, описания и практического использования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать современные направления в анализе напряжений при формировании геологических структур.
Уметь анализировать мезомасштабные структуры кинкбенд; анализировать неравноразмерные включения, точечные маркеры; анализировать деформированные палеонтологические остатки; проводить динамический анализ микроструктурных ориентировок минералов.
Владеть методами стрейн-анализа при геологическом картировании, изучении геологии месторождений полезных ископаемых.
3 зачетные единицы, 108 часов
Приводится современная классификация осадочных бассейнов и характеристики, позволяющие разделить их на основные типы. Разнообразие осадочных бассейнов обусловлено проявлением основных геодинамических режимов тектоносферы Земли, порожденных ими типов земной коры и представляющих их геологических структур: древних платформ, плит, подвижных поясов, рифтовых зон, морей и океанов.
Целью освоения дисциплины «Осадочные бассейны» является выяснение общих закономерностей строения, состава формаций, структурно-вещественной эволюции основных типов осадочных бассейнов, представляющих стратисферу Земли. Курс обобщает материал всех предыдущих базовых геологических дисциплин и методов исследования, касающихся различных сторон изучения осадочных бассейнов, главным образом фанерозоя, включая связанные с ними полезные ископаемые. В итоге выпускник университета – магистр получает системные знания по формированию стратисферы Земли, начиная с позднего докембрия до кайнозоя. Это позволяет ему ясно представить совокупность процессов, порождающих общие и специфические черты строения, состава формаций, эволюцию основных типов осадочных бассейнов Земли раз-ной геодинамической природы и связанных с ними полезных ископаемых, а также познакомиться с современными достижениями и методологией изучения этих объектов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель дисциплины - изучить законы формирования и развития мерзлых горных пород, их состав, строение и свойства, а также мерзлотно-геологические процессы и явления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать теоретические основы геокриологии;
Уметь использовать критерии оценки развития криолитозоны территорий и проявления в них мерзлотно-геологических процессов и явлений.
Владеть навыками участия в коллективных разработках проектов хозяйственного освоения территорий в условиях криолитозоны.
В.1.7.1 Зональная стратиграфия палеозоя
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является овладение методами дробного расчленения геологических разрезов палеозоя.
В курсе рассматриваются особенности зонального расчленения отложений палеозоя; дается обзор наиболее важных групп ископаемых организмов, их стратиграфического значения; характеризуются стандартные зональные шкалы для каждой системы палеозоя.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать диагностические критерии, типы и природу биостратиграфических зон; положение зон в структуре стратиграфической классификации.
Уметь на собственном материале устанавливать и прослеживать зональные подразделения.
Владеть методами дробного расчленения геологических разрезов палеозоя.
В.1.7.2 Зональная стратиграфия мезозоя
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является изучение теоретических и методических основ биостратиграфии мезозоя Евразии.
Задачей курса является изучение биостратиграфии мезозоя, включая зональные подразделения триаса, юры и мела России и Западной Сибири.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать стратиграфию мезозоя России и Западной Сибири; иметь представление о принципах и методах стратиграфического расчленения систем мезозоя, основные отличительные особенности их геологического строения и формирования;
Уметь:
- определять зональные подразделения триаса, юры и мела по руководящим палеонтологическим данным, включая микрофоссилии;
- анализировать и интерпретировать данные полевых и лабораторных исследований для решения научных и практических задач;
- профессионально составлять научные доклады, статьи, касающиеся профессиональной деятельности;
- устанавливать и прослеживать зональные подразделения на собственном материале (применять в научно-исследовательской работе результаты палеонтологического анализа);
Владеть: знаниями диагностических критериев, типов и природы зон; положения зон в структуре стратиграфической классификации.
В.1.7.3 Зональная стратиграфия кайнозоя
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является изучение теоретических и методических основ биостратиграфии палеогена и неогена Западной Сибири.
Задачей курса является изучение биостратиграфии палеогена и неогена Евразии, включая зональные подразделения палеогена Западной Сибири.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать стратиграфию кайнозоя Западной Сибири; иметь представление о принципах и методах стратиграфического расчленения систем палеогена и неогена, основные отличительные особенности их геологического строения и формирования.
Уметь
- определять зональные подразделения палеогена по комплексам фораминифер, остракод, радиолярий, одноклеточных водорослей.
- анализировать и интерпретировать данные полевых и лабораторных исследований для решения научных и практических задач;
- профессионально составлять научные доклады, статьи, касающиеся профессиональной деятельности.
Владеть знаниями диагностических критериев, типов и природы зон; положения зон в структуре стратиграфической классификации; уметь на собственном материале устанавливать и прослеживать зональные подразделения (применять в научно-исследовательской работе результаты микропалеонтологического анализа).
В.1.7.4 Методы составления тектонических карт и разрезов
3 зачетные единицы, 108 часов
Цели освоения дисциплины заключаются в выработке навыков углубленного и системного анализа разномасштабных геологических карт с выделением основных структурных элементов и выявлением последовательности их формирования, которые раскрывают основные вехи истории геологического развития изучаемой территории. Освоение методов позволяет графически отображать установленные закономерности в изучаемых районах в виде тектонических схем и карт. Геологический разрез дополняет тектоническую карту и вместе со структурно-фациальной колонкой (СОЗ) дает объемное представление о строении изучаемой территории, положении в пространстве и соотношении стратифицированных, магматических, метаморфических и рудных образований. В совокупности тектоническая карта (схема), структурно-фациальная и разрез подготавливают обучающихся к построению металлогенических прогнозных карт, оценивающих перспективы той или иной территории на выявление ее минерально-сырьевых ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общие основы и приемы системного геологического анализа изучаемой территории, принципы структурно-тектонического районирования и геодинамической аттестации выделенных структурных этажей, подэтажей и представляющих их структур;
- предназначение и разновидности тектонических карт и методы их построения.
Уметь:
- определить и обосновать принадлежность выделяемых разномасштабных структур к определенным геоструктурным этажам и подэтажам, отражающим последовательные этапы и подэтапы истории геологического развития территории, провести ее структурно-геологическое районирование и определить геодинамическую аттестацию выделенных структурных подразделений;
- графически отобразить установленные закономерности строения и развития территории в виде соответствующих схем (карт), структурно-формационных колонок и разрезов и сопроводить их объяснительными записками;
Владеть навыками системного геологического анализа, нацеленного на выявление основных черт и закономерностей тектонического строения и развития исследуемой территории;
- навыками определения принадлежности выделяемых структурных элементов и слагающих их формаций к эталонным геодинамическим режимам, в рамках которых они формировались;
- современными приемами графического отображения установленных закономерностей как на площади, так и в объеме (ЗД);
- навыками сопровождения полученных графических построений объяснительными записками и сравнительным анализом полученных результатов с уже известными закономерностями геологического строения, истории развития и минерагении региональных структур, к которым принадлежит изучаемая территория.
В.1.7.5 Экологические проблемы горно-буровых работ
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является повышение экологической грамотности и заполнение пробела в общем фундаментальном естественнонаучном образовании студентов, а также процесс формирования экологического сознания современного типа, являющегося причиной экологических проблем.
Задачей настоящей программы является формирование у студентов экологического мировоззрения и воспитание способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общее представление об экологической ситуации промышленных районов России, причинах и способах борьбы с деградацией среды обитания;
- экологические проблемы, связанные с добычей минерально-сырьевых ресурсов;
- технологические аспекты проблем охраны окружающей среды, основные направления решения этих проблем.
Уметь:
- применять экологические знания при проведении геологоразведочных работ;
- принимать экологические факторы как обязательно присущие параметры любой экологической и технической системы;
- построить общую модель взаимодействия человека с окружающей средой в сфере горного производства.
Владеть навыками эффективного применения основ экологических знаний при организации и проведении горно-буровых работ.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение студентами общего представления о закономерностях и особенностях пространственного и временного распространения по земному шару древних организмов и образуемых ими сообществ.
Задачами дисциплины является знакомство студентов с основными направлениями и проблемами палеобиогеографии; освоение методов и подходов палеобиогеографического районирования и построения палеобиогеографических схем и карт. Дать углубленные знания по особенностям и закономерностям пространственного распределения организмов в истории Земли.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- основные понятия и термины палеобиогеографии;
- взаимосвязь между пространственным распределением организмов и средой их обитания;
- принципы палеобиогеографического районирования суши и моря;
- основные особенности палеобиогеографического и палеоклиматического развития Земли в фанерозое.
Уметь:
- самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области палеобиогеографии, с использованием новейших отечественных и зарубежных данных (периодическая печать, материалы конференций, базы данных и сайты Интернет);
- использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для проведения научных (фундаментальных) и научно-производственных геологических и биостратиграфических работ
- проводить палеобиогеографическое районирование и составлять палеобиогеографические карты и схемы на основе знаний морфологических, палеоэкологических, тафономических и геохронологических особенностей различных систематических групп организмов;
- анализировать и интерпретировать данные полевых и лабораторных исследований для решения научных и практических задач;
- профессионально составить и оформить научный доклад или статью, включающие информацию по палеобиогеографии.
Владеть:
- методами биохорологических исследований (ареалологический и флористико-фаунистический);
- методами палеоэкосистемных исследований.
3 зачетные единицы, 108 часов
Минерагения является фундаментальным разделом геологии и изучает общие закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых в структурах земной коры во времени и в пространстве. С помощью ее методов осуществляется прогноз оруденения, моделирование процессов рудогенеза, анализ и развитие базы минерально-сырьевых ресурсов. Целью освоения дисциплины является ознакомление магистрантов с достижениями, методологией и главными направлениями развития современного минерагенического анализа. Полученные знания о фундаментальных законах минерагении, приобретенные навыки применения ее методов в практике изучения закономерностей распределения месторождений полезных ископаемых позволят будущим специалистам принципиально решать сложные вопросы прогнозной оценки регионально-металлогенического потенциала, составления минерагенических карт нового поколения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основные закономерности строения и геодинамического развития современ-ных и древних континентальных и океанических структур и их роль в геологической исто-рии и формировании главнейших минерагенических провинций и поясов Земли;
Уметь практически применять принципы минерагенического анализа при построе-нии металлогенических карт рудных районов, сформированных в условиях и рамках различ-ных геотектонических режимов и формаций;
Владеть навыками составления аналитических обзоров, диаграмм и обработки кар-тографического материала при прогнозной ресурсной оценке регионально-минерагенического потенциала.
В.1.8.3 Правовые основы природопользования
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является: а) изучение правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране главных видов природных ресурсов – земель, недр, лесов, вод, животного мира и атмосферного воздуха; б) овладение основами эффективного применения правовых норм по рациональному использованию, охране, воспроизводству конкретных видов природных ресурсов и охране окружающей среды в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- правовое обеспечение реформы природопользования в Российской Федерации;
- право собственности на природные ресурсы и право природопользования;
- концепцию, принципы и методы правового регулирования отношений природопользования;
- основы экологического права;
- правовые основы использования главных видов природных ресурсов;
Уметь:
- - понимать и оценивать общественные процессы, связанные с регулированием отношений природопользования;
- профессионально ориентироваться в действующем законодательстве по природопользованию и практике его применения;
- эффективно использовать правовые нормы по рациональному природопользованию, воспроизводству и охране природных ресурсов;
Владеть навыками составления рекомендаций по совершенствованию природноресурсового законодательства.
В.1.9.1 Систематика и номенклатура в палеонтологии
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является практическое освоение магистрантом приёмов и методик работы с палеонтологическим материалом и грамотного оформления результатов исследования для их публикации.
Задача дисциплины – помочь магистранту ознакомиться с вопросами биологической номенклатуры, синонимики, критериями опубликования результатов научного исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать основы биологической систематики, её историю и принципы; проблемы классификации вымерших групп организмов.
Уметь правильно произносить и писать латинские термины, применять на практике правила построения палеонтологического описания; пользоваться кодексами зоологической и ботанической номенклатуры.
Владеть навыками грамотного и корректного описания палеонтологических таксонов.
В.1.9.2 Стратиграфия систем фанерозоя
3 зачетные единицы, 108 часов
Курс предусматривает ознакомление магистрантов с историей установления систем и ярусов фанерозоя, с проблемой их границ и стратиграфического расчленения. В курсе рассматриваются современное состояние стратиграфии систем фанерозоя с акцентом на некоторые «проблемные» системы (кембрий, ордовик, пермь), расчленение которых в МСШ не совпадает с принятым в ОСШ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать историю выделения систем и ярусов фанерозоя, проблемы их границ и стратиграфического расчленения.
Уметь применять знания о стратиграфических процедурах и правилах установления стратиграфических подразделений разного масштаба при работе в конкретном геологическом регионе.
Владеть знаниями и навыками установления границ систем и ярусов фанерозоя.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление магистрантов с современными представлениями о процессах метаморфизма горных пород, теоретическими основами твердофазных преобразований геологических объектов на микроуровне.
В результате освоения дисциплины магистрант должен
Знать современное определение понятия метаморфизма, историю развития представлений о метаморфизме; факторы метаморфизма, типы минеральных реакций, фации метаморфизма;
Уметь проводить парагенетический анализ; диагностировать фациальную принадлежность метаморфических пород; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является изучение основных положений междисциплинарного направления – экологии почв, объединяющего учения о функциях почв, факторах почвообразования, а также рациональном использовании и охране почвенного покрова, как уникального компонента географической оболочки.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
Знать основные теоретические положения дисциплины, их современное состояние;
Уметь применять полученные знания при решении конкретных задач, связанных с выполнением исследовательской работы;
Владеть полученными знаниями и навыками, используя их в результатах научной и практической деятельности.
В.1.10.1 Палеонтология и эволюционное учение
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является формирование у студента эволюционистского мировоззрения для эффективного проведения палеонтологических исследований.
Задача дисциплины – дать студентам представление о ходе и направленности эволюционного процесса, о важной роли палеонтологии в восстановлении и понимании эволюции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать современное состояние и этапы становления эволюционной теории, а также направления и формы эволюционного процесса, основные понятия эволюции;
Уметь анализировать ход эволюционного процесса, противостоять креационистским представлениям о возникновении и развитии жизни;
Владеть навыками выделения филетических линий на ископаемом палеонтологическом материале, использования их для расчленения слоёв.
В.1.10.2 Литолого-фациальный анализ
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными методами исследования природных осадочных ассоциаций, возникших в определенных фациальных условиях и преобразованных в ходе последующей эволюции с целью установления палеообстановок и выявления закономерностей распространения и строения разрезов осадочных пород и связанных с ними полезных ископаемых.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать современные представления теории седиментогенеза; историю развития представлений о генезисе осадочных пород; эволюцию осадкообразования и развития органического мира в истории Земли; типы седиментационных обстановок (фации осадочных пород); типы литогенеза.
Уметь проводить фациальный анализ; диагностировать фациальную принадлежность осадочных пород; строить седиментологические колонки; самостоятельно составлять аналитические отчеты; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.10.3 Геология и минерагения рифтовых (палеорифтовых) структур
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель дисциплины дать магистрантам фундаментальные представления о строении и минерагении континентальных и океанических рифтовых и палеорифтовых структур.
Задачи курса: ознакомить магистрантов с основными достижениями и проблемами в изучении континентальных и океанических рифтовых и палеорифтовых структур с позиций ведущих отечественных и зарубежных учёных-геологов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: отличительные признаки континентальных и океанических рифтовых (палеорифтовых) структур, их роль в истории Земли, место и время проявления процессов рифтогенеза, специфику минерагении рифтовых структур в связи с осадочными, магматическими и метаморфическими формациями;
Уметь: практически использовать полученные знания при геодинамическом анализе структурных ансамблей, использовать диагностические признаки для идентификации континентальных и океанических рифтовых и палеорифтовых структур;
Владеть: навыками подготовки обзоров и характеристик конкретных континентальных и океанических рифтовых и палеорифтовых структур с оценкой (в том числе и прогнозной) их минерагении.
В.1.10.4 Экологическая геофизика
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью дисциплины является формирование у студента целостной системы знаний о месте и современных возможностях геофизических методов при решении различных экологических задач и применение этих знаний в своей профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основные теоретические предпосылки применения геофизических методов и методологию выделения и исследования геоэколоических систем.
Уметь оценивать информативность геофизических методов для изучения степени техногенной нагрузки на геологическую среду и экологической опасности природных и техногенных процессов.
Владеть навыками широкого привлечения геофизических методов для эколого-геофизического исследования и мониторинга геодинамических природных и техногенных процессов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов фундаментальных знаний об изменениях физико-химической среды Земли в связи с эволюцией живых организмов, о проблемах происхождения и эволюции жизни.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать современные теории происхождения и развития жизни на Земле, этапы развития биосферы, антропогенное влияние на развитие биосферы;
Уметь самостоятельно приобретать, осмысливать, структурировать и использовать в профессиональной деятельности новые знания по эволюции биосферы; использовать фундаментальные знания по закономерностям развития биосферы для решения научно-исследовательских задач в своей профессиональной сфере деятельности;
Владеть причинно-следственным анализом последствий эволюции органического мира для Земли.
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель преподавания дисциплины – углубление знаний, полученных при изучении курсов исторической геологии, региональной геологии России и общей геотектоники. Знание геологического строения и геологической истории Зарубежной Евразии и других континентов, расширяя теоретический кругозор будущего магистра геологии, должно обеспечить творческий подход при изучении любого района земного шара.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать строение и роль современных и древних континентальных структур в истории Земли, место и время проявления различных геодинамических процессов, специфики их минерагении в связи с осадочными, магматическими и метаморфическими формациями;
Уметь практически использовать полученные знания при анализе строения различных структурных ансамблей, сформировавшихся на континентах в различных геодинамических обстановках;
Владеть: навыками подготовки обзоров по характеристике современных и древних геодинамических обстановок в пределах континентальных структур.
В.1.11.3 Геология дна морей и океанов
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является получение студентами знаний по элементам общей океанологии, геологическому строению и процессам формирования различных структур дна морских и океанических бассейнов, особенностям и закономерностям магматизма и осадконакопления в них, происхождению и минеральным ресурсам Мирового океана, а также мировоззренческое восприятие характера взаимодействий природных явлений и сил на общепланетарном уровне.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать историю и методы океанографических исследований; состав, свойства и происхождение вод Мирового океана; развитие в нем органического мира; формирование донного рельефа и берегов; взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов, происходящих в Мировом океане; основные закономерности и роль тектонических движений, вулканической деятельности и седиментогенеза, определяющих зарождение и развитие океанических и морских бассейнов, минеральные ресурсы; вопросы экологии и охраны вод Мирового океана.
Уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.11.4 Экологическая геология
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является формирование у обучающихся экологического мировоззрения, ознакомление их с теорией и методологией геоэкологии, предметом и задачами этой науки, обучение их навыкам оценки экологического состояния территории, ознакомление с мероприятиями, проводимыми для предотвращения и устранения негативных антропогенных процессов или восстановления нарушенного состояния геосистем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать теоретические основы геоэкологии; задачи и современные методы решения геоэкологический проблем; перспективы работы на предприятиях геологической отрасли; способы рационального управления природными ресурсами.
Уметь сформулировать вопросы, подлежащие решению при помощи геоэкологии; наметить методы решения поставленных вопросов, составить программу геоэкологических исследований; выполнять намеченные геоэкологические работы и руководить ими; проводить обработку полученной информации, составлять отчетные материалы; использовать учебную и научную литературу для проведения исследований.
Владеть знаниями теории и методов полевых геоэкологических исследований; прикладными и специализированными программы обработки и интерпретации геоэкологической информации; методикой составления геоэкологических карт и схем; методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геологической информации.
В.1.12.1 Стратиграфия нефтегазоносных отложений России и сопредельных стран
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление со стратиграфией нефтегазоносных отложений России и сопредельных стран, рассмотрение проблем районирования нефтегазоносных областей и оценки их промышленных перспектив.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общие сведения о нефтегазоносных провинциях России и сопредельных стран; основные особенности геологического строения: характеристика разреза, основные структурные элементы; нефтегеологическое районирование с выделением основных типов нефтегазоносных областей, районов и зон; особенности строения типичных и наиболее крупных месторождений; дальнейшие перспективы нефтегазоносности и направления поисково-разведочных работ.
Уметь анализировать геологические данные для оценки перспективности нефтегазоносности района.
Владеть навыками поиска данных по тематике нефтегазовой геологии.
В.1.12.2 Геология Западно-Сибирской геосинеклизы
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями курса являются ознакомление с закономерностями строения и геологической историей главной нефтегазоносной провинции России, освоение методов изучения закрытых территорий, умение анализировать фактический материал для построения геологических моделей перспективных участков недр.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные теории литогенеза, нафтидогенеза, геотектоники и геодинамики, геологическое картирование и прогнозирование.
Уметь осуществлять организационное обоснование научно-производственной деятельности в области региональной геологии, недропользования; литолого-геохимических исследований.
Владеть основами методологии научного познания и методами геолого-тектонического анализа.
В.1.12.3 Геология Алтае-Саянской складчатой области
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями освоения дисциплины являются: углубленное освоение структурно-тектонических, геолого-геофизических, орогенических и минерагенических особенностей АССО как одного из наиболее изученных регионов Сибири; знакомство с основными спорными вопросами в геологической эволюции этого региона; оценке роли структур АССО в геологическом строении фундамента Западно-Сибирской плиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: принципы структурно-тектонического районирования и состав структур 1-3 порядка АССО, особенности и общие черты их строения, геологического развития и геодинамическую принадлежность. Иметь четкие представления о зонах сочленения АССО со структурами Сибирского кратона, герцинидами Обь-Зайсанской и Южно-Монгольской складчатых систем, а также о характере простирания структур АССО в пределы Западной Монголии на юге и в пределы Западно-Сибирской плиты на севере;
Уметь:
- проследить латеральную смену составных структур АССО от древних сооружений к более молодым. Установить общие и отличительные черты геологического строения и развития составных структур АССО и области в целом;
- составлять краткие рефераты по геологическому строению АССО и ее структур на основе изучения специальной литературы; в общих чертах определять минерагеническую значимость тех или иных структур АССО и области в целом;
Владеть:
- материалами по геологическому строению и полезным ископаемым АССО и по составляющим ее региональным структурам;
- методами системного геологического анализа региональных структур и их составных частей;
- навыками определения геодинамической принадлежности выделяемых структурных этажей и других элементов строения АССО;
- навыками проведения более масштабного регионально-геологического обзора с целью прослеживания структурно-тектонических связей АССО с обрамляющими гетерогенными сооружениями;
- навыками проведения общей минерагенической оценки региональных структур.
В.1.12.4 Техногенные нарушения геологической среды
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является формирование у студентов экологического мировоззрения, ознакомление их с теорией и методологией, предметом и задачами этой науки; обучение их навыкам оценки состояния территорий, подвергшихся техногенным нарушениям с позиций экологических нормативов; ознакомление с мероприятиями, проводимыми для прогнозирования, предотвращения и устранения негативных процессов и явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретические основы экологической геологии; методы устранения техногенных нарушений геологической среды; перспективы работы на предприятиях геологической отрасли; способы рационального управления природными ресурсами.
Уметь: формулировать вопросы, подлежащие решению при изучении техногенных нарушений геологической среды; наметить методы решения поставленных вопросов, составить программу эколого-геологических исследований; выполнять намеченные эколого-геологические работы и руководить ими; проводить обработку полученной информации, составлять отчетные материалы; использовать учебную и научную литературу для проведения исследований.
Владеть: общепрофессиональными знаниями теории и методов полевых геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических исследований; методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геологической информации.
Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б.2.1 Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа (НИР), выполняемая студентом, обучающимся по данной магистерской программе, имеет теоретический, методический или вычислительный характер. Она выполняется на выпускающих кафедрах.
Целями научно-исследовательской работы являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении естественнонаучных и профессиональных дисциплин;
- приобретение опыта практической научно-исследовательской работы, в том числе в коллективе исследователей;
- приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной научно-исследовательской деятельности;
- получение экспериментального (теоретического, лабораторного, полевого) материала для самостоятельной научно-исследовательской части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
- освоение методологии организации и проведения научно-исследовательской работы в научно исследовательских лабораториях вузов, НИИ, организаций и предприятий;
- освоение современных методов исследования, в том числе инструментальных;
- поиск, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
- приобретение профессиональных (общенаучных, инструментальных и профессионально-специализированных) компетенций в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности.
Результаты НИР магистранта являются основой для написания магистерской диссертации. Они должны быть представлены в виде тезисов (статей), докладов на научных конференциях.
Б.2.2 Научно-исследовательская практика
- обеспечение непосредственного участия обучающегося в научно-исследовательских работах по геологии с целью получения необходимого материала для решения поставленной научной проблемы или решения практических геологических задач в конкретном районе;
- приобретение профессиональных компетенций в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности.
- нормативные и методические документы и мероприятия, проводимые при производстве геологических работ;
- основные формы отчетности, установленные в производственных, научных учреждениях и фирмах, а также действующие здесь требования, нормы, правила и стандарты;
- возможности и устройство геохимической, геофизической и др. аппаратуры;
- возможности специализированных программных комплексов, предназначенных для обработки и интерпретации результатов геологических, геохимических и геофизических исследований;
- проводить эксперимент и вести наблюдения с последующим применением современных методов обработки данных;
- формулировать задачи и определять последовательные этапы процесса исследования;
- основами методологии и методами исследования, особенно комплексными, позволяющими решать теоретические и прикладные геологические, палеонтолого-стратиграфические, петрологические, минералого-геохимические и экологические задачи;
- методиками представления результатов проделанной работы (в виде докладов, рефератов, отчетов) с привлечением современных средств редактирования и печати;
- приемами интерпретации геологических, геофизических, геохимических данных (в том числе и с помощью специализированных программных продуктов).
Цель научно-исследовательской практики состоит в приобретении и закреплении навыков научно-исследовательской работы магистрантов в области геологии и получении экспериментального (теоретического, лабораторного, полевого) материала для самостоятельной научно-исследовательской части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Задачами научно-исследовательской практики являются:
Научно-исследовательская практика осуществляется в составе научных коллективов на кафедрах и в лабораториях учебных и учебно-научных центров, академических и отраслевых институтов (первый этап); в научно-производственных и производственных геологических и горнопромышленных организациях и фирмах, а также в других исследовательских центрах, достаточно оснащенных современной аппаратурой, оборудованием и компьютерной техникой и имеющих соответствующие прямые договоры с ТГУ. Прохождение практики возможно и на базе предприятий, предлагаемых магистрантом в порядке его личной инициативы и согласованных с выпускающей кафедрой.
Проведение научно-исследовательской практики (второй этап) предпочтительно на хорошо изученных оригинальных природных объектах и геологических полигонах (вузовских, межвузовских базах практик и др.), имеющих специальное оснащение и лабораторное оборудование, позволяющее выполнять полевые геологические наблюдения и обработку полученных данных.
В результате прохождения научно-исследовательской практики магистрант должен
Знать:
Б.2.3 Научно-педагогическая практика
- знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя геологических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций;
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
- овладение методическими приемами подготовки и проведения лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий;
- ознакомление с современными компьютерными технологиями, применяемыми в учебном процессе;
- привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистрантов; формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты своего труда.
- ориентироваться в теоретических основах науки преподаваемого предмета;
- овладеть методами и формами педагогической работы в сфере геологического образования;
- овладеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя;
- строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;
- овладеть культурой речи и общения.
Научно-педагогическая практика призвана обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс.
Целью научно-педагогической практики студентов является приобретение практических навыков проведения учебных занятий и подготовка магистрантов к преподавательской деятельности.
Основными задачами научно-педагогической практики магистрантов являются:
Научно-педагогическая практика магистрантов проводится с учетом научных интересов магистратов и предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов. Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.
В результате обучающийся должен приобрести опыт профессионально-педагогической деятельности и следующие навыки:
Преддипломная практика проводится для выполнения магистрантом выпускной квалификационной работы.
Практика проводится в структурных подразделениях университета, непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.
Целью преддипломной практики является формирование чёткого представления обучающегося об основных профессиональных задачах в рамках специализации магистра и способах их решения в ходе подготовки выпускной квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики – создать магистранту необходимые условия для формирования навыков самостоятельного решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности; использования современных технологий обработки информации (в том числе библиографических данных); интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных; представления результатов исследования в письменной и устной формах.