РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1 Дисциплины
Базовая часть
- изучение правовых и экономических отношений в сфере использования ресурсов недр для обеспечения устойчивого развития общества;
- ознакомление обучающихся с основными положениями правового и экономического механизмов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и на рациональное использование ресурсов недр, в первую очередь минерального сырья в интересах будущих поколений;
- поставленные цели реализуются на основе принципов научности, оптимальности, комплексности, платности и справедливости.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями освоения дисциплины «Недропользование» являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные теории и методы макро- и микроэкономики; геологическое планирование и прогнозирование; правовые основы и систему управления в недропользовании.
Уметь осуществлять экономическое и организационное обоснование научно-производственной деятельности в области геологии, экологии и недропользования; анализировать, оценивать и прогнозировать экономические эффекты и последствия своей профессиональной деятельности.
Владеть основами методологии научного познания и методами геолого-экономического анализа.
Б.1.2 Современные технологии получения, обработки и интерпретации геологической информации
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения курса является освоение студентами основных технологий производственных геологических работ разных этапов и стадий, осуществляемых государственными службами, научными организациями и частными фирмами, занимающимися поисками разведкой, прогнозной оценкой и разработкой месторождений полезных ископаемых.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать все современные методы сбора, хранения, обработки и визуализации геологической информации с использованием компьютерных технологий.
Уметь выбирать и применять программные средства, необходимые для конкретных видов производственной деятельности и научных исследований.
Владеть общеизвестными и специализированными программными продуктами и интерпретировать результаты компьютерного моделирования.
- повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;
- развитие когнитивных и исследовательских умений;
- развитие информационной культуры;
- расширение кругозора и повышение общей культуры выпускника;
- воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций выпускников.
Целями освоения дисциплины “Иностранный язык” является формирование продвинутого уровня владения иностранным языком, а также формирование межкультурной коммуникативной компетенции магистрантов Геолого -географического факультета Томского государственного университета для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Изучение иностранного языка призвано также обеспечить:
Б.1.4 Философия естествознания
3 зачетные единицы, 108 часов
Для освоения данного курса необходимо предшествующее знакомство магистрантов с философией, ее основными темами, проблемами, концептуальным аппаратом, а также общее представление о всемирной истории, культурологии, политологии, социологии, об основных исторических этапах формирования науки и техники.
Курс «Философия естествознания» имеет общенаучное значение, способствуя формированию современного научного мировоззрения, позволяет актуализировать исследовательский, рефлексивный, проективный и креативный потенциал магистрантов. Курс формирует целостное представление о специфике современной общенаучной картины мира и принципах ее формирования, о динамике и природе научного знания, об истории научных революций как смене парадигм, о характере основных философских проблем современного естествознания, об их значении для развития науки. Знания по истории и философии естествознания необходимы в практике научных исследований. Для тех магистрантов, которые продолжат обучение в аспирантуре, данный курс является базой для сдачи кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
Освоение данной дисциплины позволяет сформировать основания широкого мировоззренческого синтеза, необходимого ученому в любой современной научно-исследовательской деятельности, а также закладывает базис рефлексивного и креативного, инновационно-ориентированного мышления, необходимого для повышения эффективности проведения научно-исследовательской работы, для закрепления навыков подготовки и написания магистерской диссертационной работы.
Дисциплина в целом направлена на формирование компетенции ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
Б.1.5 История и методология геологических наук
3 зачетные единицы, 108 часов
Изучение курса «История и методология геологических наук» даёт студентам представление об этапах развития геологических наук и их методологических основах, о современном состоянии и проблемах геологической теории и практики, о методических приёмах научного исследования.
Курс обобщает материал всех предыдущих геологических дисциплин. В результате выпускники университета оказываются лучше подготовленными к самостоятельной научно-исследовательской работе, имея возможность полнее представить себе значение разрабатываемой конкретной проблемы в общем поступательном развитии науки, определить комплекс методов, применяемых для решения этой проблемы, научиться формулировать тему, цель и задачи научного исследования, усвоить правила написания и оформления статей.
В процессе изучения курса появляется возможность увязать современное состояние вопросов теоретической и практической геологии с задачами, которые предстоит решать выпускнику во время самостоятельной работы на производстве или на научном поприще, получить представление о способах выполнения научного исследования.
Б.1.6 Современные проблемы геологии
4 зачетные единицы, 144 часа
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы геологии» являются получение фундаментальных знаний о происхождении и строении основных геосфер, направленности и цикличности в развитии Земли, проблемах происхождении и эволюции жизни. Задачи курса: ознакомить магистрантов с основными достижениями и проблемными вопросами современной геологии и методами их решения с позиций существующих концепций, развиваемых ведущими отечественными и зарубежными учёными.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современные, главным образом дискуссионные проблемы геологии, начиная с истории образования планеты Земля до наших дней, включая историю возникновения и стадийность развития жизни, катастрофические события в жизни планеты, влияние антропогенной деятельности на ход геологических процессов, проблемы и перспективы наноминералогии.
Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
Владеть навыками работы с современной научной литературой, подготовкой информационных обзоров, научных статей и производственных отчётов.
- рефлексии образовательных установок и конструктивной организации индивидуальной образовательной деятельности;
- содержательной конкретизации актуальной проблематики инновационного развития современной практики образования;
- конструированию рефлексивного интегративного психолого-педагогического знания в проблемном поле модернизации института образования как социо-культурной практики устойчивого развития человеческого ресурса;
- критическому осмыслению ценностных, психологических и организационно-методических оснований организации педагогической практики с целью выявления актуальных противоречий её развития, ограничений в развитии человеческого ресурса, прогнозирования и оценивания образовательных результатов;
- проектированию авторских образовательных ресурсов и программ;
- планированию и реализации научно-педагогической деятельности.
- самостоятельной постановке образовательных задач в плане развития психолого-педагогической компетентности в контексте профессиональной деятельности;
- самостоятельной работе с информационными ресурсами, междисциплинарной интеграции знания и аргументации авторской позиции при решении образовательных и психолого-педагогических задач;
- критическому осмыслению проблемного поля инновационной практики развития современного образования как социо-культурной практики;
- ценностно-смысловому самоопределению в контексте педагогической деятельности;
- аналитической и методической работе с нормативными документами в области образования и разработке методического сопровождения образовательного процесса;
- конструированию рефлексивного психолого-педагогического знания как условия выявления актуальных проблем образовательной практики, постановки и решения образовательных задач;
- планированию и организации различных форм и видов образовательной деятельности в ценностях реализации компетентностного подхода;
- методологической рефлексии, конкретизации содержания и основных этапов исследования в области образовательной проблематики;
- осмыслению института образования как социо-культурной практики устойчивого развития человеческого ресурса.
2 зачетные единицы, 72 часа
Содержание дисциплины отвечает современным тенденциям модернизации института образования как глобальной социо-культурной практики, носит интегративный характер, ориентировано на выстраивание междисциплинарных связей в контексте образовательной проблематики и конструирование рефлексивного психолого-педагогического декларативного и процедурного знания.
Содержание курса «Психология и педагогика» ориентировано на ценностно-профессиональное самоопределение магистрантов в образовательной деятельности и развитие их психолого-педагогической компетентности, проявляющейся в готовности и способности к:
В результате освоения дисциплины магистр должен демонстрировать готовность и способность к:
Блок 1 Дисциплины по выбору
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными представлениями о процессах осадкообразования в современных и древних бассейнах стока, при лавинной и биогенной седиментации, в результате вулканической деятельности, с особенностями формирования кор выветривания и накопления, происхождения и закономерностей размещения осадочных пород и связанных с осадочными породами полезных ископаемых. Задачи курса сводятся к освоению студентами принципов изучения осадочных горных пород с помощью анализа минеральных аутигенных и аллотигенных ассоциаций, структурно-текстурных особенностей строения, закономерностей размещения пород в пространстве и во времени для последующей реконструкции механизма мобилизации вещества, переноса, формы седиментации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать современные представления по различным вопросам теории седиментогенеза; историю развития представлений о генезисе осадочных пород, об эволюции осадкообразования в истории Земли; типы седиментационных обстановок; фации осадочных пород; роль экзогенных процессов в формировании главных видов минеральных ресурсов осадочного происхождения: энергетических, металлургических, химических и агрохимических, а также строительных и огнеупорных материалов, россыпей благородных металлов, алмазов, тяжелых минералов, драгоценных камней и прочего;
Уметь проводить парагенетический анализ; диагностировать фациальную принадлежность осадочных пород; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление магистрантов с современными представлениями о процессах метаморфизма горных пород, теоретическими основами твердофазных преобразований геологических объектов на микроуровне.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современное определение понятия метаморфизма, историю развития представлений о метаморфизме; факторы метаморфизма, типы минеральных реакций, фации метаморфизма;
Уметь проводить парагенетический анализ; диагностировать фациальную принадлежность метаморфических пород; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.1.3 Структуры рудных полей и месторождений
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение представления об основных типах рудоносных геологических структур, их строении и условиях образования, а также взаимосвязи структурных, физико-химических и гидродинамических факторов рудоотложения в формировании рудных объектов. Задачи курса: знать основные типы рудоносных геологических структур, особенности их строения и условий образования; уметь объективно оценивать структурные и литологические факторы локализации различных генетических типов оруденения в разных геологических обстановках; владеть приемами и методами изучения структурных особенностей рудных полей и месторождений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основные типы рудоносных геологических структур, особенности их строения и условий образования;
Уметь объективно оценивать структурные и литологические факторы локализации различных генетических типов оруденения в разных геологических обстановках;
Владеть приемами и методами изучения структурных особенностей рудных полей и месторождений.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Типоморфизм минералов» является обобщение полученных знаний о минерале как о виде. Задача дисциплины показать информативность и доступность косвенных минералогических критериев при постановке изыскательских (разведочных, прогнозных) геологических работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать типоморфные признаки основных породообразующих минералов, методические подходы при интерпретации и разбраковки выявленных типоморфных особенностей минералов;
Уметь определять оптимальный круг аналитических исследований минерального вида, с целью выявления его типоморфных особенностей, компилировать полученную информацию;
Владеть навыками практического применения знаний для интерпретации информации и ее реализации в поисково-оценочной и генетической минералогии.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью дисциплины является получение студентами углубленных представлений о многофакторных процессах образования осадочных пород, о принципах их типизации, о диагностических признаках различных стадий. Задачи дисциплины – научить студентов конкретным приемам выявления текстурно-структурных изменений и парагенетических минеральных ассоциаций, характеризующих различные стадии (или этапы) истории возникновения и существования осадочной породы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать историю развития представлений о стадиях литогенеза; факторы эпигенеза; постседиментационные структуры и текстуры; эпигенетические преобразования компонентов осадочных пород; типы эпигенетических преобразований и связанные с ними полезные ископаемые;
Уметь извлекать и расшифровывать информацию об этапности и особенностях литогенетических процессов, выявлять причинные зависимости между структурно-минеральными ассоциациями и факторами породообразования;
Владеть навыками корреляции стадий литогенеза с этапами геологической истории эволюции осадочного бассейна.
В.1.2.2 Геохимия магматических пород
3 зачетные единицы, 108 часов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать условия зарождения магматических расплавов в мантии и земной коре; вероятные механизмы и причины магматической дифференциации; роль петрохимических параметров в построении петрогенетических моделей геологических объектов; основные принципы петрохимической типизации продуктов магматизма, индикаторных для различных геодинамических обстановок;
Уметь графически отображать полученные результаты на соответствующих диаграммах; интерпретировать параметры полученных вариационных зависимостей; выбирать наиболее демонстративные петрохимические параметры для обоснования конечных результатов; оценивать валидность петрогенетических и геодинамических выводов с учетом различных вариантов интерпретации; строить петрохимические диаграммы с помощью программных продуктов «Excel» и «Statistica»; качественно и количественно оценить факторы фракционирования главных породообразующих или акцессорных минералов; обосновать выбора различных петрохимических диаграмм для решения петрогенетических и геодинамических задач.
В.1.2.3 Основы геодинамического анализа
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель курса дать студентам современные представления о методах и возможностях геодинамического анализа при палеотектонических (палеогеодинамических) реконструкциях.
Задачи курса: рассмотреть методы обоснования дрейфа литосферных плит, выделить индикаторные осадочные, магматические и метаморфические формации, характерные для определенных геодинамических обстановок, оценить их минерагению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать современные, главным образом дискуссионные проблем теории тектоники литосферных плит, включая обоснование доказательств дрейфа континентов, характеристику существующих геодинамических обстановок на континентах и океаническом дне, особенностей их минерагения и индикационных признаков, использование методов геодинамического анализа при геологическом картировании и научных исследованиях;
Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
Владеть навыками работы с современной научной литературой, подготовкой информационных обзоров, научных статей и производственных отчетов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Биоминералогия» является получение знаний в междисциплинарной области, на стыки таких наук как: минералогия, биология, медицина, и др. Задача дисциплины показать практическую значимость минералогии как составной части междисциплинарных исследований, оценить современные направления изучения органо-минеральных агрегатов, знать геммологические объекты органо-минерального состава и подходы к их оценке.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные биологические процессы, связанные с минералообразованием; классификацию органо минеральных агрегатов; характеристику основных составляющих органо минеральных объектов, их органической и минеральной матрицами;
Уметь работать с геммологическими объектами органо минерального состава;
Владеть навыками описания органо минеральных объектов и порядком анализа данных образований.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение студентами представления об уникальности четвертичного периода, как последнего отрезка геологического времени, в течение которого под действием различных геологических процессов сформировались современный рельеф, климат и биота.
Задачами дисциплины «Четвертичные отложения континентов» является знакомство студентов: с основными процессами, произошедшими за последние 2 млн. лет; с генетическим типам четвертичных отложений и особенностями осадконакопления, рельефообразующей роли процессов внешней и внутренней динамики; с методами стратиграфического расчленения четвертичных отложений и стратиграфическими схемами; с основными отличительными особенностями геологического строения и формирования отложений четвертичной системы континентов Северного полушария (Северной Америки, бореальной Азии, Восточной и Западной Европы, Африки). В ходе практических занятий студенты знакомятся с картами четвертичных отложений, конкретными разрезами, палеогеографическими картами различных территорий, стратиграфическими схемами, коллекциями остатков четвертичных млекопитающих.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью дисциплины является углубленное изучение современных представлений в области петрологии вулканитов, литогенеза вулканокластических и вулканогенно-осадочных пород, закономерностей формирования различных генетических типов вулканитов.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать классификацию вулканических пород, строение вулканов и типы вулканических извержений, особенности образования и условия залегания вулканических пород, генетические типы вулканитов;
Уметь диагностировать и описывать вулканогенные породы; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.3.3 Современные проблемы рудообразования
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями освоения дисциплины является получение студентами современных представлений и знаний о процессах рудообразования, использовании новых методов исследования минерального вещества и геологических объектов, вовлечение в процесс исследования ранее слабо изученных морских и океанских акваторий породивших целый рой новых гипотез и проблем рудообразования.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современные, главным образом дискуссионные проблемы теории рудообразования; последние, не попавших на страницы учебников проблемы и аспекты теории рудообразования, в том числе увязки классических металлогенических представлений с мобилистскими построениями тектоники литосферных плит и классических представлений теории рудообразования с новыми экспериментальными данными и результатами термодинамического моделирования природных минералообразующих систем;
Уметь использовать новейшие данные и теоретические построения в своей научной и научно-производственной деятельности;
Владеть навыками научного анализа конкретного материала с позиций новейших теоретических представлений.
В.1.3.4 Техногенные месторождения
3 зачетные единицы, 108 часов
Основной целью курса «Техногенные месторождения» является освоение студентами основных технологий производственных геологических работ разных этапов и стадий, осуществляемых государственными службами, научными организациями и частными фирмами, занимающимися поисками разведкой, прогнозной оценкой и разработкой месторождений полезных ископаемых.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать весь технологический цикл вовлечения минерального сырья в хозяйственный оборот и механизмы формирования техногенных скоплений минерального сырья на разных этапах этого цикла;
Уметь исследовать техногенные скопления минерального сырья на предмет его вовлечения в хозяйственный оборот;
Владеть методами исследования и оценки техногенных месторождений.
В.1.3.5 Минералогия месторождений поделочных камней
- рассмотрение принципов классификации поделочных и ювелирно-поделочных камней;
- дать характеристику месторождений поделочных и ювелирно-поделочных камней магматического, пегматитового, гидротермального и гидротермально-метасоматического и экзогенного генезиса;
- показать особенности образования различных видов поделочных и ювелирно-поделочных камней, обуславливающие их распространение и локализацию.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Минералогия месторождений поделочных камней» является изучение особенностей минералогии поделочных и ювелирно-поделочных камней, геолого-промышленные типы месторождений, условия локализации и генезиса, требования к качеству минерального сырья.
Задачамиосвоения дисциплины «Минералогия месторождений поделочных камней» являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общие сведения об основных видах поделочных и ювелирно-поделочных камней (обсидиан, лабрадорит, письменные граниты, солнечный и лунный камень, амазонит, розовый кварц, нефрит, жадеит, змеевик, офиокальцит, яшма, авантюрин, родонит, родусит, чароит, лазурит, скрытокристаллические и аморфные разновидности кремнезема, гематит, мраморный оникс, малахит опал); их применение, требования к качеству и технологических сортах, географическом распространении, генетических и промышленных типах месторождений;
Уметь использовать полученные знания при поисках, прогнозной и экономико-промышленной оценке месторождений поделочных и ювелирно-поделочных камней;
Владеть практическими навыками определения поделочных и ювелирно-поделочных камней для характеристики качества минерального сырья.
В.1.4.1 Органическое вещество в осадочном процессе
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными представлениями о процессах и условиях накопления пород, содержащих ОВ, в различных фациальных обстановках и последующего его преобразования на разных стадиях литогенеза, а также происхождения и закономерностей размещения осадочных пород, связанных с ОВ. Задачи курса сводятся к освоению студентами принципов изучения органического вещества в осадочных горных породах, овладению методами их лабораторного петрографического исследования и описания структурно-текстурных особенностей, вещественного состава, интерпретации генезиса; классификации угольных и нефтегазоносных бассейнов, а также месторождений горючих ископаемых, зональность их распределения по странам, континентам и стратиграфическому разрезу.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современные представления об эволюции природных углеродистых соединений от живого вещества до горючих полезных ископаемых, т.е. пути и механизм превращения биологических систем в геологические объекты, их преобразование на стадиях диа-, ката- и метагенеза; классификации угольных и нефтегазоносных бассейнов, а также месторождений горючих ископаемых, зональность их пространственного распределения; о роли экзогенных и эндогенных процессов в формировании главных видов энергетических ресурсов осадочного происхождения;
Уметь проводить морфологический анализ структурных или форменных компонентов захороненного органического вещества; определять основные типы некарбонатных углеродных осадочных пород; применять полученные знания в профессиональной деятельности для понимания и решения научных и практических задач, стоящих перед специалистами в области оценки ресурсов, поисков, разведки и подсчета запасов горючих ископаемых.
В.1.4.2 Магматические формации
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление с закономерностями проявления различных ассоциаций магматических горных пород, особенностями их вещественного состава и внутреннего строения, которые отражают геодинамический режим формирования тектонических структур верхних горизонтов Земли.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать принципы диагностики природных магматических ассоциаций, их главных таксономических единиц и признаков формационной дискриминации; определенные петрологические мировоззрения на вопросы генезиса и геодинамические условия формирования магматических горных пород;
Уметь практически применять полученные знания при обосновании выделения магматических комплексов или их более крупных сочетаний (парагенезов), составлении геологических легенд и прогнозных металлогенических карт; применять навыки подготовки специальных обзоров по эволюции магматизма конкретных регионов в рамках магистерской диссертации.
В.1.4.3 Прогноз, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является обобщение студентами полученных знаний о природных скоплениях полезных компонентов и создание теоретической базы для выделения и обоснования перспективных площадей и геолого-экономической оценки месторождений.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать весь принципы государственного учета и движения запасов минерального сырья; принципы, методы и технологию прогнозирования, поисков и разведки полезных ископаемых; основные факторы, определяющие промышленную ценность полезных ископаемых в недрах и их учета в процессе геологоразведочных работ;
Уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности;
Владеть навыками практической количественной оценки запасов минерального сырья в недрах.
В.1.4.4 Генетическая минералогия
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение обучающимися всестороннего представления о генезисе минералов и их генетических признаках. Задачей курса является рассмотреть парагенетические ассоциации, типоморфизм и другие генетические признаки минералов, проявляющиеся в определенной геологической обстановке; научить практическим приемам определения генезиса минералов и минеральных ассоциаций по их генетическим признакам.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать парагенетические ассоциации, типоморфизм и другие генетические признаки минералов, проявляющиеся в определенной геологической обстановке;
Уметь устанавливать последовательность и способ образования минеральных фаз в различных ассоциациях;
Владеть практическим приемам определения генезиса минералов и минеральных ассоциаций по их генетическим признакам.
В.1.5.1 Осадочные фации и формации
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является получение знаний о существующих современных направлениях в понимании осадочных фаций и формаций, значение этих понятий для литологии, палеогеографии, стратиграфии, геологии месторождений полезных ископаемых и других геологических дисциплин. Задачей курса является знакомство студентов с понятиями «осадочная фация» и «осадочная формация», методикой их выделения, описания и практического использования.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать классификации фаций; признаки континентальных, морских и переходных групп фаций; методику фациального анализа; принципы выделения осадочных формаций; соотношение между фациями и формациями, их значение для поисков полезных ископаемых;
Уметь выделять основные фации континентальных, морских и переходных групп; использовать методы выделения и описания осадочных геологических формаций.
В.1.5.2 Динамический анализ микроструктурных ориентировок
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является возможность получения новой информации по термодинамическим условиям пластических деформаций горных пород. Применение микроструктурного анализа с использованием экспериментальных данных позволяет реконструировать хронологическую последовательность процессов формирования и пластического деформирования пород на различных гипсометрических уровнях верхней мантии и земной коры, установить в них соотношение процессов магматизма и метаморфизма, и выявить роль деформационных структур в локализации оруденения.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать микроструктурный метод исследования минералов; типизацию петроструктурных узоров оптических ориентировок минералов;
Уметь определять координаты кристаллооптических и оптических осей на федоровском столике; строить петроструктурные диаграмм и их интерпретировать; использования данные петроструктурного анализа при изучении горных пород; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.5.3 Проблемы комплексного использования минерального сырья
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомить обучающихся с проблемами повышения комплексности использования минерального сырья имеет с позиции улучшения экономических показателей горнопромышленных отраслей и уменьшения их техногенного давления на природную среду, а также показать наиболее оптимальные направления их решения.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общие принципы и проблемы (технологические, экономические и экологические) использования минерального сырья; основные причины неполноты его использования и высокого уровня токсичности отходов горнорудного производства; проблемы и возможности вовлечения в эксплуатацию техногенных месторождений минерального сырья, путей повышения комплексности и полноты использования ресурсов отдельных месторождений полезных ископаемых как уникальных и неповторимых по своему химическому составу, особенностям геологического строения и размещению технологических сортов руд природных объектов;
Уметь правильно использовать теоретические знания в этой области в профессиональной деятельности;
Владеть навыками оценки эффективности повышения комплексности использования руд конкретных месторождений.
В.1.5.4 Минералогия новых типов рудных месторождений
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Минералогия новых типов месторождений» является получение обучающимися представления об условиях образования, строении и минеральном составе новых типов рудных месторождений, которые перешли в разряд промышленных объектов в конце ХХ века или сделают это в ближайшем будущем.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать новые перспективные для промышленного освоения рудные месторождения открытые и изученные в конце ХХ и начале ХХI вв., но слабо освоенные или еще не освоенные человеком. Новые промышленные рудные минералы: особенности их конституции, состава и физических свойств;
Уметь определять новые рудные минералы по комплексу присущих им диагностических свойств с учетом типоморфных минеральных парагенезисов;
Владеть практическими навыками определения вещественного состава нетрадиционных промышленных месторождений, методами их выявления и предварительной оценки.
2 зачетные единицы, 72 часа
Целью дисциплины является выяснение общих закономерностей строения, состава формаций, структурно-вещественной эволюции основных типов осадочных бассейнов, представляющих стратисферу Земли. Курс обобщает материал всех предыдущих базовых геологических дисциплин и методов исследования, касающихся различных сторон изучения осадочных бассейнов, главным образом фанерозоя, включая с ними полезные ископаемые фанерозоя.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать историю развития представлений на формирование фанерозойской стратисферы Земли в целом и представляющих ее частных структур – осадочных бассейнов; основные взгляды и направления исследований крупнейших ученых и научных школ в деле изучения осадочных бассейнов;
Уметь сформировать представления о различных подходах к решению актуальных проблем в деле изучения основных типов осадочных бассейнов; применять знания и навыки научного поиска на сбор и расшифровку геологической информации и применение современной методологии для решения конкретных геологических задач в деле изучения тех или иных типов осадочных бассейнов; анализировать теоретические и эмпирические возможности современных геологических исследований осадочных бассейнов в создании моделей их формирования;
Владеть оценкой закономерностей накопления знаний, особенностей научного мышления на различных этапах развития геологии и экологичного освоения природных ресурсов; методологией геологического исследования.
2 зачетные единицы, 72 часа
Целью курса является ознакомление студентов с современными представлениями о процессах зарождения магматических расплавов и их последующей эволюции в структурах земной коры, которые во многом определяют металлогеническую специализацию природных ассоциаций изверженных горных пород.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать глубинные петрогенетические процессы, контролирующие взаимодействие субстратов верхней мантии и земной коры; источники вещества и энергии при формировании магматических расплавов в различных геодинамических обстановках;
Уметь диагностировать индикаторные геохимические признаки магматических горных пород, отражающие вероятный источник вещества и особенности петрологической модели их образования;
Владеть методами комплексной интерпретации структурно-геологических и геохимических данных; методами петрогенетического моделирования и обоснования металлогенической специализации исследуемых магматических комплексов.
В.1.6.3 Математические методы и модели месторождений полезных ископаемых
- дать представление об особенностях моделирования геологических объектов;
- знакомство с основными математическими методами обработки геолого-геохимической информации;
- развить навыки интерпретации результатов математической обработки данных и физико-химического моделирования, основываясь на особенностях геологического строения исследуемого объекта, а также с использованием опубликованной литературы.
2 зачетные единицы, 72 часа
Целью освоения дисциплины «Математические методы и модели месторождений полезных ископаемых» является приобретение теоретических знаний по основным математическим методам, применяемым при обработке геолого-геохимических и других данных, получаемых на разных стадиях геологических исследований; изучение методов математического моделирования свойств геологических объектов и процессов, при решении прикладных и научных задач.
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать математические методы обработки геолого-геохимических данных; методы физико-химического моделирования рудообразования с помощью специальных прикладных пакетов;
Уметь применять математические методы для решения прикладных и научных задач;
Владеть навыками анализа результатов математической обработки геолого-геохимических данных и физико-химического моделирования.
В.1.6.4 Топоминералогия и минеральное картирование
- дать представление о направлениях и задачах топоминералогических исследований;
- рассмотрение минералогии геосфер Земли и космических систем;
- рассмотреть способы получения минералогических данных с применением комплекса минералогических методов;;
- ознакомиться с особенностями региональной минералогии и минералогического районирования при геологической съемке.
2 зачетные единицы, 72 часа
Целью освоения дисциплины «Топоминералогия и минералогическое картирование» является изучение минералогических методов и критериев, используемые на этапе поисково-разведочных работ при проведении геологической съемки.
Задачи курса являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать методы исследования минералов применяемых в топоминералогии; критерии минералогического районирования и картирования;
Уметь применять комплексные минералогические методы при поисково-разведочных работах;
Владеть навыками составления минеральных кадастров и минералогических карт.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса «Геохимия литогенеза» является ознакомление с современными представлениями о процессах мобилизации и переноса вещества, седиментации и постседиментационного преобразования осадочных пород на микроуровне.
Задачи курса сводятся к освоению обучающимися принципов исследования условий осадконакопления и постседиментационных преобразований терригенных и карбонатных осадочных пород с помощью анализа текстурно-структурных особенностей и минеральных ассоциаций и демонстрации их применения для решения геологических задач.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современное определение понятия литогенеза, историю развития представлений о литогенезе; геохимические особенности процессов мобилизации и седиментации в различных климатических и геоморфологических условиях; характеристику стадийных и наложенных процессов литогенеза; принципы и методику выполнения стадиального анализа;
Уметь применять методы стадиального анализа; оценивать степень литогенетического преобразования осадочных пород; практически использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными представлениями о метасоматических процессах, теоретическими основами минеральных преобразований геологических объектов при воздействии химически активных флюидов.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать современное определение понятия метасоматоза, историю развития представлений о метасоматозе; термодинамические основы метасоматических процессов; типы метасоматических колонок (формаций);
Уметь выделять метасоматические породы; проводить их парагенетический анализ; диагностировать формационную принадлежность метасоматических ассоциаций; определять их минерагенический потенциал; проводить геологическую и геодинамическую интерпретацию проявления метасоматических процессов; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.7.3 Геология неметаллических полезных ископаемых
- рассмотреть геологические особенности месторождений основных видов неметаллических полезных ископаемых;
- количественная и качественная характеристика неметаллических полезных ископаемых;
- знать специфику минерального сырья для индустриальной, химической, агрономической и строительно-конструкционной области их применения и производства.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Геология неметаллических полезных ископаемых» является изучение основных видов неметаллических полезных ископаемых, с их использованием в промышленности и сельском хозяйстве, условий нахождения и образования в природе, геолого-промышленных типов, требования промышленности к качеству минерального сырья, основных технологий и продуктов их переработки.
Задачами курса являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общие сведения об основных видах неметаллических полезных ископаемых (P, S, K, Cl, B, алмаз, графит, слюда, корунд, асбест, магнезит, тальк, полевой шпат, кварц, барит, исландский шпат, флюорит, агат, волластонит, драгоценные и поделочные камни, глины и каолин, гипс и ангидрит, карбонатные и кремнистые породы, песок и гравий, песчаники и кварциты); их применение, требования промышленности к качеству минерального сырья; о технологических сортах и способах переработки, географическом распространении, генетических и промышленных типах месторождений;
Уметь использовать полученные знания при поисках, прогнозной и экономико-промышленной оценке месторождений неметаллического сырья;
Владеть навыками обобщения и анализа опубликованных данных для характеристики геолого-промышленных типов неметаллических полезных ископаемых для разных отраслей применения и производства.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины является получение знаний о современных достижениях кристаллохимии и физики твердого тела с учетом существующих в минералогии представлений о несовершенствах состава и структуры реальных кристаллов продуктов природных физико-химических процессов, формирование умений решать междисциплинарные профессиональные задачи, владеть практикой обобщения и анализа экспериментальной информации на основе представлений кристаллохимии и физики твердого тела.
Задача дисциплины: путем интеграции фундаментальных разделов геологических наук и специализированных знаний в области кристаллохимии и физики твердого тела сформировать способность самостоятельно проводить научные исследования в профессиональной области, делать выводы и формулировать заключения.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать о фундаментальных свойствах материи определяющих физические особенности минералов, о причинах и границах вариации физических свойств у тех или иных минеральных видов, а также о современных методах исследования этих свойств;
Уметь использовать полученные знания в практических целях при поисках и оценке месторождений, исследовании технологических свойств рудных минералов и разработки методов направленного воздействия на них для изменения этих свойств или облагораживания;
Владеть навыками анализа возможных взаимосвязей между физическими свойствами минералов, их химическим составом и конституцией.
В.1.8.1 Геология Западно-Сибирской геосинеклизы
3 зачетные единицы, 108 часов
Целями курса являются ознакомление с закономерностями строения и геологической историей главной нефтегазоносной провинции России, освоение методов изучения закрытых территорий, умение анализировать фактический материал для построения геологических моделей перспективных участков недр.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные теории литогенеза, нафтидогенеза, геотектоники и геодинамики, геологическое картирование и прогнозирование;
Уметь осуществлять организационное обоснование научно-производственной деятельности в области региональной геологии, недропользования; литолого-геохимических исследований;
Владеть основами методологии научного познания и методами геолого-тектонического анализа.
В.1.8.2 Структурный анализ кристаллических комплексов
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление с методическими приемами структурных исследований и основными закономерностями формирования структурной анизотропии кристаллических комплексов. Курс ориентирован на углубленное изучение внутренней структуры отдельных геологических тел магматических и метаморфических пород, ее взаимоотношение с тектоническими и складчатыми элементами вмещающей рамы.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать вероятные причины морфологического разнообразия геологических тел и закономерности возникновения; особенности внутреннего строения магматических и метаморфических комплексов различных формационных типов и геодинамических обстановок; тектонические предпосылки локализации рудоносных и других минерализованных растворов;
Уметь диагностировать и картировать элементы структурно-текстурной анизотропии горных пород; строить сводные диаграммы и схемы, отражающие особенности внутренней структуры природных объектов; интерпретировать результаты структурных исследований;
Владеть навыками реконструкции деформационной истории формирования изученных комплексов и оценки полей палеонапряжений в процессе их геологической эволюции; приемами диагностики рудоконтролирующих структур и обоснования механизмов их возникновения.
3 зачетные единицы, 108 часов
Минерагения является фундаментальным разделом геологии и изучает общие закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых в структурах земной коры во времени и в пространстве. С помощью ее методов осуществляется прогноз оруденения, моделирование процессов рудогенеза, анализ и развитие базы минерально-сырьевых ресурсов. Целью освоения дисциплины является ознакомление магистрантов с достижениями, методологией и главными направлениями развития современного минерагенического анализа. Полученные знания о фундаментальных законах минерагении, приобретенные навыки применения ее методов в практике изучения закономерностей распределения месторождений полезных ископаемых позволят будущим специалистам принципиально решать сложные вопросы прогнозной оценки регионально-металлогенического потенциала, составления минерагенических карт нового поколения.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные закономерности строения и геодинамического развития современных и древних континентальных и океанических структур и их роль в геологической истории и формировании главнейших минерагенических провинций и поясов Земли;
Уметь практически применять принципы минерагенического анализа при построении металлогенических карт рудных районов, сформированных в условиях и рамках различных геотектонических режимов и формаций;
Владеть навыками составления аналитических обзоров, диаграмм и обработки картографического материала при прогнозной ресурсной оценке регионально-минерагенического потенциала.
В.1.8.4 Проблемы технологической минералогии
3 зачетные единицы, 108 часов
Технологическая минералогия – научное направление, возникшее на стыке минералогии и технологии переработки полезных ископаемых, ориентированное на интенсификацию использования минерального сырья и руд.
Целью освоения дисциплины «Проблемы технологической минералогии» является формирование целостной системы знаний о рудах и минералах как объектах технологической переработки.
Задачи дисциплины: познакомить студентов с принципами классификации полезных ископаемых и промышленных минералов; осветить необходимость и проблемы, связанные с вовлечением новых минералов в промышленное производство на современном этапе; уделяя особое внимание рудам и рудым минералам; рассмотреть характеристики, определяющие их технологические свойства – свойства, определяющие их поведение в процессе их переработки; ознакомиться со стадиями переработки руд, включая добычу, рудоподготовку и обогащение; рассмотреть принципы геолого-промышленной типизации руд и последовательность проведения их технологического опробования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать какие свойства руд и минералов относятся к технологическим, причины их флуктуации и определяющее значение при выборе метода и схемы обогащения; основные методы обогащения и физические и физико-химические свойства минералов, лежащие в их основе; знать возможное поведение рудных минералов на всех стадиях освоения полезного ископаемого; в чем заключается геолого-промышленная типизация руд и её роль при оптимизации освоения промышленных объектов;
Уметь анализировать результаты геолого-минералогического и технологического изучения руд, а также показатели и эффективность их обогащения;
Владеть методами и приемами изучения геолого-минералогических и технологических свойств руд.
В результате освоения дисциплины студенты должны сформировать такой подход и такой взгляд на минералы и руды, который необходим, чтобы давать рекомендации по оптимизации технологии их переработки, максимально сокращая потери извлекаемых металлов и удешевляя процесс переработки.
В.1.9.1 Литолого-фациальный анализ
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными методами исследования природных осадочных ассоциаций, возникших в определенных фациальных условиях и преобразованных в ходе последующей эволюции с целью установления палеообстановок и выявления закономерностей распространения и строения разрезов осадочных пород и связанных с ними полезных ископаемых.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать современные представления теории седиментогенеза; историю развития представлений о генезисе осадочных пород, эволюцию осадкообразования и развития органического мира в истории Земли; типы седиментационных обстановок (фации осадочных пород), типы литогенеза;
Уметь проводить фациальный анализ; диагностировать фациальную принадлежность осадочных пород; строить седиментологические колонки; самостоятельно составлять аналитические отчеты; применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.9.2 Геодинамическая петрология
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с современными представлениями о геодинамическом режиме мантии и литосферы Земли, который, во многом, определяет вещественный состав, обстановку формирования и металлогеническую специализацию природных ассоциаций кристаллических горных пород.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать свойства породообразующих минералов магматических и метаморфических пород, их вероятного поведения в процессе кристаллизационной или метаморфической дифференциации; главные типы структур и текстур метаморфических пород, которые отражают аспекты их первичного генезиса и возможных более поздних метаморфических или метасоматических преобразований; индикаторные минеральные парагенезисы, отражающие природу конкретной горной породы; глубинные геодинамические процессы, контролирующие взаимодействие субстратов верхней мантии и земной коры, источниках вещества и энергии при формировании магматических и метаморфических комплексов в различных геодинамических обстановках;
Уметь диагностировать конкретные генетические типы природных ассоциаций кристаллических горных пород с последующей реконструкцией геодинамической обстановки их образования; интерпретировать геохимические параметры вещественного состава горных пород с обоснованием вероятного геодинамического их формирования;
Владеть навыками обоснования металлогенической специализации исследуемых комплексов с позиции геодинамического анализа и петрологического моделирования; навыками разработки геодинамических и геолого-структурных критериев прогноза и поиска месторождений полезных ископаемых.
В.1.9.3 Геохимия и термодинамика рудообразования
3 зачетные единицы, 108 часов
Основной целью курса «Геохимия и термодинамика рудообразования» является формирование у будущего специалиста по геологии и геохимии полезных ископаемых фундаментальные представления по теории рудообразования.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать методы оценки термодинамических параметров рудообразования и состава минералообразующих сред по результатам анализа парагенезисов и включений в минералах. Роль эксперимента в рудной геологии и геохимии, особенности условий минералообразования при разных экзогенных и эндогенных рудообразующих процессах;
Уметь анализировать минеральные парагенезисы с учетом данных эксперимента и физико-химического моделирования;
Владеть методами физико-химического моделирования на ЭВМ с помощью одного из специальных прикладных пакетов.
В.1.9.4 Минералогия месторождений нерудного сырья
- рассмотреть генетические особенности различных типов месторождений промышленно значимых месторождений нерудного сырья;
- дать характеристику вещественного состава минералов, минеральных и парагенетических ассоциации разных генетических типов месторождений нерудного сырья;
- разобрать методы исследования минералов для сортификации нерудного сырья.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Минералогия месторождении нерудного сырья» является изучение особенностей минерального состава месторождений нерудного сырья, условий образования и минеральные парагенезисы в разных генетических типах, их роль и значение в промышленности.
Задачами курса являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать минералогию основных генетических типов месторождений нерудного сырья; особенности вещественного состава; их условия образования и локализации; методы исследования минералов нерудного сырья; способы сортификации по физическим, химическим и техническим свойствам;
Уметь использовать полученные знания при определении минеральных ассоциаций и парагенезисов разных генетических типов месторождений нерудного сырья;
Владеть навыками обобщения опубликованных и аналитических данных по минералогии для характеристики геолого-промышленных типов нерудного сырья.
3 зачетные единицы, 108 часов
Курс ориентирован на углубленное изучение изотопно-геохимических зависимостей в породах и минералах магматического, метаморфического и осадочного генезиса. Целью курса является ознакомление с закономерностями поведения радиогенных и стабильных изотопов в геологических процессах, а также с методическими приемами интерпретации результатов изотопных исследований.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать факторы и причины химической эволюции Земли как элемента Солнечной системы; роль радиогенных изотопов в решение задач абсолютной геохронологии; типы изотопно-геохимических реакций и их применении для оценки термодинамических условий формирования минералов и горных пород; особенности химического состава породообразующих и рудных минералов, которые будут определять выбор того или иного метода изотопно-геохимических исследований; основные принципы фракционирования стабильных изотопов, определяющие термодинамические условия формирования равновесных минеральных систем; главные закономерности радиоактивного распада, на основании которых предполагается построение изохронных регрессий;
Уметь интерпретировать параметры полученных изохронных зависимостей; оценивать валидность полученных результатов с учетом методов математической статистики; графически отображать полученные результаты на соответствующих диаграммах;
Владеть навыками построения изотопных диаграмм и расчета их параметров с помощью программного продукта «Isoplot»; навыками диагностики параметров модельного возраста и их интерпретации при реконструкции эволюции исследуемых комплексов кристаллических пород; приемами оценки температур закрытия изотопных систем и их применения для решения конкретных задач геологической корреляции и вероятной реконструкции отдельных рудоносных объектов.
В.1.10.2 Математическая обработка геологических данных
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление студентов с технологиями статистической обработки данных, большое внимание уделяется описанию статистических процедур, графических возможностей, методов управления данными и подготовки отчетов с использованием интегрированной системы для комплексного статистического анализа и обработки данных в среде Windows – версий STATISTICA и EXCEL.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать возможности математических методов при решении геологических и петрологических задач;
Уметь ставить задачу для применения математических методов при геологических исследованиях и понимать алгоритм ее решения, применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.10.3 Геология углеводородного сырья
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель освоения дисциплины обеспечить подготовку магистров геологии в области прогнозирования процессов формирования залежей нефти и газа. Основной задачей курса является изучение комплекса вопросов, связанных с процессами формирования и разрушения нефтяных и газовых скоплений, а также методов их прогнозирования. При этом основное внимание уделяется движению углеводородов в горных породах (включая виды, механизмы и пути эмиграции и миграции, условия концентрации УВ в залежах), морфологическим и генетическим особенностям ловушек, зон нефтегазонакопления и нефтегазоносных бассейнов, этапам их эволюции, свойствам флюидоупоров. Также затрагиваются вопросы времени и продолжительности формирования залежей УВ, приводятся методы их определения, рассматриваются факторы, приводящие к переформированию и разрушению нефтегазовых скоплений.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общепрофессиональные (общегеологические) теоретические основы геологии и геохимии нефти и газа: структурные условия залегания углеводородов, их физические свойства и геохимические особенности, коллекторские характеристики горных пород, основные классификации месторождений углеводородов, процессы миграции, закономерности географического размещения нефтеносных провинций, вопросы генезиса и классификации нефтегазоносных бассейнов;
Уметь излагать и анализировать базовую общегеологическую информацию, использовать базовые знания геологических наук при решении профессиональных проблем;
Владеть общепрофессиональными знаниями теории и методов полевых геологических, геохимических, нефтегазовых исследований, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геологической информации.
В.1.10.4 Минералогия месторождений ювелирных камней
- дать теоретические знания по минералогии классических, нетрадиционных и новых ювелирных камней;
- рассмотреть основные приемы диагностики и методы инструментального исследования природных самоцветов;
- основные типы процессов минералообразования, обуславливающие размещение и нахождение ювелирных камней в природе;
- разобрать главные промышленные типы месторождений ювелирных камней.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Минералогия месторождений ювелирных камней» является изучение особенностей минералогии ювелирных камней, геолого-промышленные типы месторождений, условия локализации и генезиса, требования к качеству минерального сырья.
Задачами курса являются:
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общие сведения об основных видах ювелирных камней (алмаз; группы корунда, шпинели, граната, берилла, турмалина и кварца; хризоберилл, александрит, топаз, циркон, хризолит, бирюза, благородный опал); их применение, требования к качеству и технологических сортах, основных приемах диагностики и инструментального исследования; географическом распространении, генетических и промышленных типах месторождений;
Уметь использовать полученные знания при поисках, прогнозной и экономико-промышленной оценке месторождений ювелирных камней;
Владеть практическими приемами определения ювелирных камней для характеристики качества минерального сырья.
В.1.11.1 Экологическая геология
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является формирование у обучающихся экологического мировоззрения, ознакомление их с теорией и методологией геоэкологии, предметом и задачами этой науки, обучение их навыкам оценки экологического состояния территории, ознакомление с мероприятиями, проводимыми для предотвращения и устранения негативных антропогенных процессов или восстановления нарушенного состояния геосистем.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать теоретические основы геоэкологии; задачи и современные методы решения геоэкологический проблем; перспективы работы на предприятиях геологической отрасли; способы рационального управления природными ресурсами;
Уметь сформулировать вопросы, подлежащие решению при помощи геоэкологии; наметить методы решения поставленных вопросов, составить программу геоэкологических исследований; выполнять намеченные геоэкологические работы и руководить ими; проводить обработку полученной информации, составлять отчетные материалы; использовать учебную и научную литературу для проведения исследований;
Владеть знаниями теории и методов полевых геоэкологических исследований; прикладными и специализированными программы обработки и интерпретации геоэкологической информации; методикой составления геоэкологических карт и схем; методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геологической информации.
В.1.11.2 Геология дна морей и океанов
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является получение студентами знаний по элементам общей океанологии, геологическому строению и процессам формирования различных структур дна морских и океанических бассейнов, особенностям и закономерностям магматизма и осадконакопления в них, происхождению и минеральным ресурсам Мирового океана, а также мировоззренческое восприятие характера взаимодействий природных явлений и сил на общепланетарном уровне.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать историю и методы океанографических исследований; состав, свойства и происхождение вод Мирового океана; развитие в нем органического мира; формирование донного рельефа и берегов; взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов, происходящих в Мировом океане; основные закономерности и роль тектонических движений, вулканической деятельности и седиментогенеза, определяющих зарождение и развитие океанических и морских бассейнов, минеральные ресурсы; вопросы экологии и охраны вод Мирового океана;
Уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности.
В.1.12.1 Стратиграфия нефтегазоносных отложений России и сопредельных стран
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление со стратиграфией нефтегазоносных отложений России и сопредельных стран, рассмотрение проблем районирования нефтегазоносных областей и оценки их промышленных перспектив.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать общие сведения о нефтегазоносных провинциях России и сопредельных стран; основные особенности геологического строения: характеристика разреза, основные структурные элементы; нефтегеологическое районирование с выделением основных типов нефтегазоносных областей, районов и зон; особенности строения типичных и наиболее крупных месторождений; дальнейшие перспективы нефтегазоносности и направления поисково-разведочных работ;
Уметь анализировать геологические данные для оценки перспективности нефтегазоносности района;
Владеть навыками поиска данных по тематике нефтегазовой геологии.
В.1.12.2 Физико-химическая петрология
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью курса является ознакомление магистрантов с основами термодинамического анализа магматических силикатных систем и его применения в петрогенетическом моделировании.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные представления о термодинамических условиях кристаллизации и физико-химических параметрах силикатных расплавов; о роли летучих компонентов в их образовании и последующей эволюции;
Уметь проводить количественную и качественную оценку фазового состояния силикатных систем в условиях равновесной и фракционной кристаллизации;
Владеть навыками интерпретации диаграмм фазового состояния силикатных систем, соответствующих главным типам магматических горных пород и наиболее распространенным породообразующим минералам.
В.1.12.3 Магматизм рудных полей
3 зачетные единицы, 108 часов
Цель освоения дисциплины дать фундаментальные представления о последовательности и составе магматических проявлений в рудных полях и их влиянии на формирование месторождений полезных ископаемых. В задачи курса входит ознакомить магистрантов с основными достижениями и проблемами в изучении магматизма рудных полей с позиций ведущих отечественных и зарубежных ученых-геологов.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать особенности минерагении различных геодинамических обстановок, примеры рудных полей и месторождений и их соотношения с магматическими процессами;
Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
Владеть навыками работы с современной научной литературой, подготовкой информационных обзоров, научных статей и производственных отчетов.
3 зачетные единицы, 108 часов
Целью освоения дисциплины «Онтогения минералов» является получение специальных знаний, связанных напрямую с генетической минералогией и типоморфизмом минералов. Задача дисциплины: применение на практике методик онтогенического анализа.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать основные критерии возрастных взаимоотношений между минеральными индивидами;
Уметь пользоваться средствами наблюдения природных объектов, анализировать ростовые события и изменения минеральных индивидов, находить генетические признаки образования минералов, аргументированно;
Владеть навыками интерпретации результаты наблюдений, воссоздавая ход процесса минералообразования с учетом изменения его химизма и РТ-условий.
В.1.12.5 Многомерная статистика
3 зачетные единицы, 108 часов
Основной целью курса «Многомерная статистика» является формирование у будущего специалиста представлений о вероятностной природе геохимических данных, способах их корректного представления и анализа.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать способы организации и представления в ЭВМ многомерных данных, как случайных величин, методы обработки и интерпретации данных на компьютере с помощью типовых статистических программ;
Уметь работать с геохимическими данными в общих и специализированных пакетах на ЭВМ;
Владеть методами статистического анализа результатов исследований.
Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б.2.1 Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа (НИР), выполняемая студентом, обучающимся по данной магистерской программе, имеет теоретический, методический или вычислительный характер. Она выполняется на выпускающих кафедрах.
Целями научно-исследовательской работы являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении естественнонаучных и профессиональных дисциплин;
- приобретение опыта практической научно-исследовательской работы, в том числе в коллективе исследователей;
- приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной научно-исследовательской деятельности;
- получение экспериментального (теоретического, лабораторного, полевого) материала для самостоятельной научно-исследовательской части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
- освоение методологии организации и проведения научно-исследовательской работы в научно исследовательских лабораториях вузов, НИИ, организаций и предприятий;
- освоение современных методов исследования, в том числе инструментальных;
- поиск, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
- приобретение профессиональных (общенаучных, инструментальных и профессионально-специализированных) компетенций в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности.
Результаты НИР магистранта являются основой для написания магистерской диссертации. Они должны быть представлены в виде тезисов (статей), докладов на научных конференциях.
Б.2.2 Научно-исследовательская практика
- обеспечение непосредственного участия обучающегося в научно-исследовательских работах по геологии с целью получения необходимого материала для решения поставленной научной проблемы или решения практических геологических задач в конкретном районе;
- приобретение профессиональных компетенций в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности.
- нормативные и методические документы и мероприятия, проводимые при производстве геологических работ;
- основные формы отчетности, установленные в производственных, научных учреждениях и фирмах, а также действующие здесь требования, нормы, правила и стандарты;
- возможности и устройство геохимической, геофизической и др. аппаратуры;
- возможности специализированных программных комплексов, предназначенных для обработки и интерпретации результатов геологических, геохимических и геофизических исследований;
- проводить эксперимент и вести наблюдения с последующим применением современных методов обработки данных;
- формулировать задачи и определять последовательные этапы процесса исследования;
- основами методологии и методами исследования, особенно комплексными, позволяющими решать теоретические и прикладные геологические, палеонтолого-стратиграфические, петрологические, минералого-геохимические и экологические задачи;
- методиками представления результатов проделанной работы (в виде докладов, рефератов, отчетов) с привлечением современных средств редактирования и печати;
- приемами интерпретации геологических, геофизических, геохимических данных (в том числе и с помощью специализированных программных продуктов).
Цель научно-исследовательской практики состоит в приобретении и закреплении навыков научно-исследовательской работы магистрантов в области геологии и получении экспериментального (теоретического, лабораторного, полевого) материала для самостоятельной научно-исследовательской части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Задачами научно-исследовательской практики являются:
Научно-исследовательская практика осуществляется в составе научных коллективов на кафедрах и в лабораториях учебных и учебно-научных центров, академических и отраслевых институтов (первый этап); в научно-производственных и производственных геологических и горнопромышленных организациях и фирмах, а также в других исследовательских центрах, достаточно оснащенных современной аппаратурой, оборудованием и компьютерной техникой и имеющих соответствующие прямые договоры с ТГУ. Прохождение практики возможно и на базе предприятий, предлагаемых магистрантом в порядке его личной инициативы и согласованных с выпускающей кафедрой.
Проведение научно-исследовательской практики (второй этап) предпочтительно на хорошо изученных оригинальных природных объектах и геологических полигонах (вузовских, межвузовских базах практик и др.), имеющих специальное оснащение и лабораторное оборудование, позволяющее выполнять полевые геологические наблюдения и обработку полученных данных.
В результате прохождения научно-исследовательской практики магистрант должен
Знать:
Б.2.3 Научно-педагогическая практика
- знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя геологических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций;
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
- овладение методическими приемами подготовки и проведения лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий;
- ознакомление с современными компьютерными технологиями, применяемыми в учебном процессе;
- привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистрантов; формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты своего труда.
- ориентироваться в теоретических основах науки преподаваемого предмета;
- овладеть методами и формами педагогической работы в сфере геологического образования;
- овладеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя;
- строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;
- овладеть культурой речи и общения.
Научно-педагогическая практика призвана обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс.
Целью научно-педагогической практики студентов является приобретение практических навыков проведения учебных занятий и подготовка магистрантов к преподавательской деятельности.
Основными задачами научно-педагогической практики магистрантов являются:
Научно-педагогическая практика магистрантов проводится с учетом научных интересов магистратов и предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов. Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.
В результате обучающийся должен приобрести опыт профессионально-педагогической деятельности и следующие навыки:
Преддипломная практика проводится для выполнения магистрантом выпускной квалификационной работы.
Практика проводится в структурных подразделениях университета, непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.
Целью преддипломной практики является формирование чёткого представления обучающегося об основных профессиональных задачах в рамках специализации магистра и способах их решения в ходе подготовки выпускной квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики – создать магистранту необходимые условия для формирования навыков самостоятельного решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности; использования современных технологий обработки информации (в том числе библиографических данных); интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных; представления результатов исследования в письменной и устной формах.