31.05.2016

О контроле остаточных знаний студентов в ТГУ

В своем стремлении войти в лигу лучших университетов мира ТГУ предъявляет к себе все более серьезные требования. Сегодня на повестку дня вынесен вопрос о новых подходах к управлению качеством образования. Особое место отводится контролю остаточных знаний – специальной процедуре проверки у студентов знаний, навыков и умений по тем или иным дисциплинам, спустя некоторое время после их освоения.

- Эта процедура является неотъемлемой частью государственной аккредитации вуза, обязательным условием реализации международных образовательных программ, – комментирует директор Центра менеджмента качества ТГУ Екатерина Нестеренко. – Непростую задачу организации контроля остаточных знаний мы решаем сегодня на нескольких уровнях. На мотивационном уровне – это вовлечение студентов и преподавателей в данный процесс, в том числе как соавторов тестовых заданий; на технологическом – создание специального программного обеспечения. Есть еще и управленческий аспект работы, включающий обучение преподавателей приемам контроля остаточных знаний, тиражирование методики тестирования на различных факультетах, составление графика проведения процедуры, оборудование достаточного количества аудиторий и т.д.

На 2017 год назначена государственная аккредитация ТГУ, в рамках которой филологам, радиофизикам, психологам, математикам и др. предстоит провести контроль остаточных знаний студентов. Разработка и внедрение своей собственной системы оценки остаточных знаний – актуальная задача для нашего университета, заинтересованного в высоком качестве подготовки выпускников.

Площадкой пилотной апробации модифицированной системы контроля остаточных знаний стал геолого-географический факультет ТГУ. Выбор именно этого факультета объясняется как его сложной структурой, так и многоуровневой подготовкой по многим дисциплинам, наличием большого количества междисциплинарных курсов. По мнению заместителя декана ГГФ по учебной работе, председателя методического совета факультета Сергея Максикова, сотрудники факультета не просто с пониманием отнеслись к такому проекту, но и выразили готовность активно в нем участвовать. Предыдущий опыт контроля остаточных знаний (в рамках аккредитации 2012 года) показал, что использование собственных тестов снимает многие противоречия при оценке работ студентов экспертами Минобрнауки.

Занявшись составлением тестов, преподаватели геолого-географического факультета «одним выстрелом убили двух зайцев»: изучили международный опыт оценки качества образования и развили свои компетенции в разработке и аккредитации международных магистерских программ по направлению «Науки о Земле». К этой работе подключилось и Управление международных связей, сотрудники которого ведут поиск релевантных тестов для контроля остаточных знаний в ведущих университетах мира. Работа предстоит, безусловно, интересная, но крайне сложная и кропотливая.

Что касается вопроса о технологическом уровне организации тестирования, было принято решение использовать систему электронного обучения MOODLE. Большую поддержку геолого-географическому факультету оказывает специалист Института дистанционного образования (ИДО) Артем Фещенко. К примеру, сотрудники ГГФ совместно с ИДО идентифицируют тестируемого с помощью логина, пароля, а в идеале и фотографии. Тестолог должен иметь возможность убедиться в отсутствии подлога, сверив в MOODLE фото профиля студента с человеком, сидящем за компьютером. К разряду технических проблем, которые предстоит разрешить, можно отнести и нехватку специализированных аудиторий. Как правило, в ТГУ компьютерные классы рассчитаны на 15 рабочих мест, а по условиям тестирования вся группа из 20-25 человек должна проходить тест одновременно.

Ключевой принцип разработки тестовых заданий заключается в следующем. Они формулируются по содержанию нескольких базовых предметов, которые формируют знания и навыки, необходимые для успешного освоения студентами специальных дисциплин. Таким образом, по результатам тестирования можно определить не  только уровень базовых знаний студентов, но и степень развитости профильных компетенций, приобретенных ими позже в рамках специальных дисциплин.

Нестандартного ответа требует и вопрос верифицируемости тестов. Дело в том, что и преподавание, и оценка качества знаний в университетах, как правило, процесс очень индивидуальный, если не сказать больше – субъективный. Тест же предполагает унификацию смыслов, стандартизацию формулировок. Специалисты ГГФ выяснили, что существует множество подходов к разрешению данного противоречия. По мнению Александра Архипова, доцента кафедры динамической геологии, - наиболее перспективным является вариант, используемый во многих европейских университетах: разрабатывает тест один преподаватель, а проводит тестирование, оценивает результаты студентов – другой.

На ГГФ уже несколько групп прошли первые пробные тестирования в соответствии с новыми стандартами оценки качества остаточных знаний. Результаты обнадеживают: студенты выполняют тест более, чем на 60%. Заметим, что для успешной государственной аккредитации достаточно 50% правильных ответов. Какой вид примет в ТГУ система контроля остаточных знаний – покажет время. Работа по совершенствованию менеджмента качества образования в университете идет полным ходом.




Материал подготовлен участниками проекта
«Внутренние электронные коммуникации без барьеров»


Список новостей