РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ



БЛОК 1.
  • Дисциплины базовой части

Б1.Б.01 Философия естествознания


АННОТАЦИЯ

Учебной дисциплины Философия естествознания


Общая трудоемкость программы составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Это обязательная дисциплина базовой части.

Дисциплина Философия естествознания в соответствии с требованиями ФГОС ВО направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- владением знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОПК-1);

- готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-9).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Знать: философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; основные научные направления в рамках естествознания и перспективы дальнейшего развития самостоятельной научно-исследовательской деятельности; основы методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; методику руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; варианты и последствия принятия организационно-управленческих решений.

Уметь: работать с источниками информации по тематике и проблематике научно-методологических и философских, содержательных проблем современного естествознания в целом, и гидрометеорологии – в особенности; различать научное, псевдо- и квази-научное знание в естествознании в целом, и в гидрометеорологии в особенности; ориентироваться в методологических и эвристических подходах, видеть их в контексте существующей научной базы естествознания, включая гидрометеорологию; реализовывать личностные способности и творческий потенциал в различных видах деятельности; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности; анализировать, сравнивать компоненты культуры и аргументировать свою точку зрения.

Владеть: всеми видами научного общения (устного и письменного), навыками участия в научных дискуссиях, аргументировать свою точку зрения; основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; навыками самостоятельной научной работы (анализ научных проблем, постановка задач исследования, поиск решения проблем); различными методами научного

познания, использовать их при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; навыками получения информации для повышения интеллектуального и общекультурного уровня.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в следующих формах:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

К формам текущего контроля относятся: лекционные и семинарские занятия.

Выполнение заданий на этих занятиях является обязательным для всех обучающихся, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачета.

Б1.Б.02  Иностранный язык


АННОТАЦИЯ

Учебной дисциплины Иностранный язык


Общая трудоемкость программы составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Это обязательная дисциплина базовой части.

Дисциплина Иностранный язык в соответствии с требованиями ФГОС ВО направлена на формирование следующих общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- свободно пользоваться государственным языком Российской Федерации и иностранным языком как средством делового общения (ОПК-3);

- способностью к активной социальной мобильности (ОПК-4);

- способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин, определяющих направленность (профиль) программы магистратуры (ПК-1).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Знать: профессиональную терминологию на иностранном языке; нормы, правила и способы осуществления коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках в профессиональной сфере; общепрофессиональную лексику;

Уметь: использовать профессиональную терминологию на иностранном языке при решении профессиональных задач; вести конструктивный диалог на русском и иностранном языках в профессиональной сфере; аудировать тексты.

Владеть: навыками коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языках для решения профессиональных задач; иностранным языком как основным каналом в социальном пространстве; навыками аналитического чтения и аудирования текстов общепрофессиональной направленности.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в следующих формах:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

К формам текущего контроля относятся: практические занятия.

Выполнение заданий на этих занятиях является обязательным для всех обучающихся, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачета.

Б1.Б.03 Компьютерные технологии в гидрометеорологии

Аннотация дисциплины


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

Трудоёмкость дисциплины 216 часов (6 з.е). Зачет в первом и экзамен во втором семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Компьютерные технологии в гидрометеорологии» являются формирование информационно-технологической компетентности магистрантов, адекватной современному уровню развития прикладного программного обеспечения; обеспечение теоретической и практической подготовки студентов в использовании современных пакетов обработки данных при решении задач гидрометеорологического профиля, как в учебном процессе, так и в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

В результате освоение дисциплины, обучающийся должен

знать:

· функциональные основы основных операционных систем, такие, как файлы, директории, системы команд, настольный компьютер и различные компьютерные сети;

· какие виды анализа гидрометеорологических данных можно выполнить на персональном компьютере,

· какими программами или программно-инструментальными комплексами (приложениями, пакетами, экспертными системами и т.д.) целесообразно воспользоваться для решения той или иной задачи.

уметь:

· ориентироваться в прикладных пакетах программ, базах данных и работать с ними на уровне продвинутого пользователя,

· разбираться в различных видах программного обеспечения;

· анализировать результаты расчётов и грамотно их анализировать.

· уметь представлять компьютерные версии документации в удобных для пользователей форматах;

владеть:

· навыками устной презентации в своей профессиональной деятельности.

     

Преподаватель Журавлев Г.Г., Кужевская И.В.

Б1.Б.04 Современные проблемы гидрометеорологии


Аннотация дисциплины


«Современные проблемы гидрометеорологии»

Общий объем дисциплины  за два семестра 216 часов 6 зачетных единиц.

В каждом семестре по 108 часов, по 3 зачетных единицы.

Промежуточная аттестация – зачет в 1 семестре, экзамен в 2 семестре.

Целью изучения дисциплины является освещение современных проблем в гидрометеорологии и методов их решения.

Задачи изучения дисциплины: получение прочных знаний в области поиска оптимального решения проблем стоящих перед гидрометеорологией как прикладной и фундаментальной наукой.

В результате изучения дисциплины магистр должен:

знать:

  • направления профессиональной самореализации и использования творческого потенциала в области гидрометеорологии.

уметь:

  • использовать углубленные знания, навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ;

  • разрабатывать методы гидрометеорологических расчетов и прогнозов.

владеть:

  • знаниями в области современных проблем гидрометеорологии;
  • способностью анализировать научную литературу и руководящие документы направленные следование концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях;
  • основными методами экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов.

Содержание дисциплины:

1. Задачи, стоящие перед современной наукой о климате (фундаментальные и прикладные).

2. Анализ причин изменения климата.

3. Важность региональных исследований.

4. Выгоды и угрозы для России в связи с меняющимся климатом.

5. Актуальные проблемы гидрометеорологии и экологии, обсуждаемые на научных конференциях последних 3 лет.

6. Для обсуждения на семинарах предполагается индивидуальная работа студентов с материалами докладов на научных конференциях.

7. Один из семинаров будет посвящен обзору современных проблем гидрометеорологии, решаемых в диссертациях по направлениям «Гидрометеорология» и «Экология».

8. Влияние климата на лес и леса на климат предлагается изучить в системе удаленного доступа (Индивидуальная работа студентов в системе MOODL).

9. Обсуждаются проблемы и перспективы устойчивого развития России.

Промежуточная аттестация состоит из выполнения тестовых заданий, в том числе в системе MOODL, участию в работе семинаров.


Преподаватель Горбатенко В.П.



  • Вариативная часть. 


Б1.В.01 Информационные технологии в гидрометеорологии


Аннотация дисциплины

 

 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ»

 

Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа).

Зачет в 1 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Информационные технологии в гидрометеорологии» является предметом базовой части учебного плана магистра по направлению подготовки 05.04.04 Гидрометеорология квалификация (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России № 909 от 28.08.2015 г.).

«Информационные технологии в гидрометеорологии» - специальная дисциплина, которая необходима для  получения знаний по обработке данных, их анализа и визуализации с использованием современных компьютерных технологий, приобретения практических навыков реализации конкретных задач по тематике специальности средствами компьютерных технологий. 

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

-   основную терминологию дисциплины, критерии оценки статистических закономерностей, формулы расчетов;

-   основные и наиболее применяемые математические методы в гидрометеорологии;

-   современные компьютерные технологии, применяемые для количественной обработки результатов исследования;

- информационные технологии, применяемые для сбора, обработки и анализа

гидрометеорологических данных.

уметь:

-   правильно организовать численный эксперимент прикладных  исследований: ставить цель и задачи, формулировать гипотезы, организовать сбор первичного материала для статистического анализа;

-   использовать возможности прикладного программного обеспечения персонального компьютера для проведения расчетов по данным исследования;

-   пользоваться основными статистическими критериями для оценки информационных объектов и процессов гидрометеорологии;

-   анализировать полученные результаты численного эксперимента.

владеть:

основными методиками и программными продуктами статистической оценки состояния окружающей среды, картографирования полученных данных.

 

Самостоятельная работа по дисциплине состоит в самостоятельном изучении теоретического материала, подготовке к зачету.


Б1.В.ДВ.01 Модули по выбору

Б1.В.ДВ.01.01 Метеорология

Б1.В.ДВ.01.01.01  Региональные синоптические процессы


Аннотация дисциплины


Региональные синоптические процессы

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы (108 часов).

Экзамен в 1 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Региональные синоптические процессы» является формирование у магистрантов комплекса научных знаний о влиянии региональных особенностей атмосферной циркуляции и подстилающей поверхности на погоду в этих регионах и методах краткосрочного её прогноза.

Освоение данной дисциплины является теоретической и методической основой для дальнейшей научно-производственной деятельности выпускника.

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

физические закономерности влияния местных условий на атмосферные процессы, типовые синоптические процессы, вызывающие различия условий погоды в разных районах;

основные методы прогноза синоптического положения и условий погоды, разработанных на основе изучения региональных синоптических процессов;

современные компьютерные технологии с целью использования их для решения задач профессиональной деятельности;

уметь:

анализировать и систематизировать результаты научных исследований в области синоптической метеорологии;

получать, обрабатывать, наглядно предоставлять и критически анализировать необходимую информацию о синоптических процессах на различных территориях;

проводить анализ синоптических процессов и давать прогнозы синоптического положения с учётом региональных особенностей;

владеть:

методами синоптического анализа, разработки прогнозов погоды и оценки влияния метеорологических факторов на состояние окружающей среды.


Б1.В.ДВ.01.01.02  Теория общей циркуляции атмосферы

 

Аннотация дисциплины


Теория общей циркуляции атмосферы

Общая трудоёмкость дисциплины  4 зачетные единицы (144 часа).

Экзамен в первом семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Теория общей циркуляции атмосферы» является ознакомление обучающихся с современным уровнем развития теории общей циркуляции атмосферы (ОЦА) Земли и других планет, математических моделей ОЦА и океана,  результатов численных экспериментов. Задачи изучения дисциплины заключаются в понимании основных закономерностей глобальной циркуляции атмосферы,  владении теоретическими методами изучения процессов ОЦА.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:     

знать:

основы геофизической гидродинамики, уравнения и количественные соотношения, необходимые для описания ОЦА;

теории гидродинамической устойчивости атмосферы, возникновения и эволюции длинных волн, энергетики атмосферы, глобального взаимодействия атмосферы и океана;

теорию общей циркуляции стратосферы;

особенности циркуляции планет Солнечной системы;

содержание моделей ОЦА, используемых для научных и прогностических целей в России и за рубежом;

 

уметь:

понимать оригинальные научные публикации по проблемам физической гидродинамики, теории ОЦА и климата;

иметь целостное представление о динамике атмосферы Земли и проблемах глобальных процессов;

 

владеть:

навыками расчета характеристик состояния ОЦА с использованием отечественных моделей.

Преподаватель Барашкова Н.К.
 

Б1.В.ДВ.01.01.03  Физико-статистические методы прогноза


Аннотация дисциплины


Физико-статистические методы прогноза

Общая трудоёмкость дисциплины 72 часа (2 з.е.). Зачет в третьем семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Физико-статистические методы прогноза» являются получение знаний о расчетных методах получения прогноза и методах оценки качества. Курс посвящен теории и некоторым практическим применениям статистики как основного механизма, используемого в метеорологии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

современные статистические методы для разработки и уточнения региональных прогнозов различных явлений;

современные методы оценки качества прогноза;

знать и понимать погодные и климатические явления от местного до глобального масштаба.

уметь:

представлять, защищать и обсуждать результаты своей профессиональной деятельности;

работать в коллективе при решении оперативно-производственных задач;

включать результаты научных исследований в оперативную работу; по возможности разрабатывать новые виды продукции,

владеть:

рядом программ математического обеспечения составления прогноза.

Б1.В.ДВ.01.01.04  Авиационные прогнозы погоды


Аннотация дисциплины


Авиационные прогнозы погоды

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы (108 часов).

Экзамен во 2 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Авиационные прогнозы погоды» является получение теоретических знаний и практических навыков в области метеорологического обеспечения гражданской авиации, изучение современных методов прогноза опасных явлений погоды для авиации, приобретение навыков практического применения полученных знаний для обеспечения безопасности и эффективности полетов в различных условиях погоды.

Освоение данной дисциплины является теоретической и методической основой для дальнейшей научно-производственной деятельности выпускника.

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

методы прогноза опасных для авиации явлений;

структуру устного представления специализированной метеорологической информации потребителю;

уметь:

представлять, защищать и обсуждать результаты своей профессиональной деятельности;

работать в коллективе при решении оперативно-производственных задач;

анализировать и обобщать аэросиноптическую информацию;

подготавливать необходимую метеорологическую документацию с применением компьютерных технологий;

анализировать и систематизировать  результаты научных исследований в области авиационной метеорологии;

использовать современные статистические методы для разработки и уточнения региональных прогнозов опасных явлений;

уметь составлять авиационные прогнозы различной заблаговременности;

владеть:

современными методами обработки и интерпретации аэросиноптической информации;

методами краткосрочных и сверкраткосрочных прогнозов опасных явлений для авиации.


Преподаватель Волкова М.А.
 

Б1.В.ДВ.01.01.05 Физика облаков и осадков (атмосферное электричество)


Аннотация дисциплины


«Физика облаков и осадков (Атмосферное электричество)»

 

Общая трудоёмкость дисциплины 4 зач.ед. (144 часа).

Экзамен в третьем семестре.

 

Целью дисциплины является углублённое понимание магистрантами отдельных разделов физики атмосферы.

Задачи данной дисциплины заключаются в получение прочных знаний о процессах зарождения и трансформации облаков, микрофизическом строении и внутренней структуре облаков, условиях образования и выпадения осадков, а также о процессах и явлениях, связанных с облаками и осадками, в том числе об электрических процессах в системе Атмосфера-Земля.

 

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут быть применены магистрантами в будущей профессиональной деятельности для решения проблем, стоящих перед гидрометеорологией как прикладной и фундаментальной наукой.

 

В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

–     физические процессы, приводящие к образованию и трансформации облаков;

–     микрофизическое строение облаков различных форм;

–     процессы укрупнения облачных частиц и выпадения осадков;

–     процессы образования и структура систем мелкой и глубокой конвекции;

–     особенности внутренней структуры облачных систем атмосферных фронтов циклонов умеренных широт и тропических циклонов;

–     движения воздуха, связанные с облаками;

–     оптические явления в облачной атмосфере;

–     электрические явления в атмосфере, структуру глобальной электрической цепи.

Уметь:

анализировать физические процессы, происходящие в атмосфере, на основе информации об облачности и атмосферных явлениях.

Владеть:

  • методами практического применения в научной и производственной деятельности знаний в области физики облаков и осадков, и атмосферного электричества.


 

Б1.В.ДВ.01.01.06 Спутниковая информация в прикладных целях


Аннотация дисциплины


СПУТНИКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПРИКЛАДНЫХ ЦЕЛЯХ

Общий объем дисциплины 72 часа (2 з.е.). 

Зачет во втором семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Спутниковая информация в прикладных целях» является научить  интерпретировать спутниковые изображения, включая анализ эволюции конвективных систем, фронтальных систем и тропических циклонов, расположение туманов/слоистых облаков, активные верхние границы кучево-дождевых облаков, гравитационные волны в перистых облаках и струйные течения, обнаруживать облачные слои потенциально возможного обледенения, вулканического пепла и сдвига ветра.

В результате освоение дисциплины, обучающийся должен

знать:

особенности распознавания облачных полей на космических снимках;

мезомасштабные циркуляции и явления;

спутниковые индексы.

уметь

использовать информацию со спутников в различных спектральных диапазонах;

интерпретировать данные дистанционного зондирования со спутников;

включать результаты научных исследований в оперативную работу;

по возможности разрабатывать новые виды продукции, технологические процессы и методики.

владеть

методикой определения атмосферных параметров;

методикой определения атмосферных перемещений.

 

 



Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.01 Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.01.01 Современные прогностические модели в численных прогнозах погоды


Аннотация дисциплины

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

В ЧИСЛЕННЫХ ПРОГНОЗАХ ПОГОДЫ

  

Общий объем дисциплины 72 часа (2 з. е.). Зачет во 2 семестре.

 

Целями освоения дисциплины «Современные прогностические модели в численных прогнозах погоды» являются знакомство с моделями атмосферы, которые используются в ведущих прогностических центах мира и России.

Задачей дисциплины является приобретение знаний о принципах построения некоторых прогностических моделей, их особенностях, методах параметризации, реализации их на практике, оценке результатов их использования.

 

В результате изучения дисциплины магистр должен:

- знать современные оперативные прогностические модели, в том числе мезомасштабные, их возможности; различные виды информации, используемой в численном анализе и прогнозе;

– уметь использовать современную вычислительную технику при решении некоторых вопросов моделирования атмосферы, формулировать начальные и граничные условия, интерпретировать результаты расчетов, оценивать качество расчетов по моделям;

- владеть информацией о реализации моделей на практике с использованием современного вычислительного кластера.

 

Содержание разделов дисциплины

Введение.

1. Общие сведения о моделировании атмосферы.

2. Данные и принципы усвоения данных в моделях атмосферы.

3. Параметризация физических процессов в моделях.

4. Негидростатические модели атмосферы мезомасштаба (Модели ARW-WRF. Негидростатическая модель прогноза погоды Гидрометцентра России. Входные и выходные данные мезомоделей. Успешность прогноза элементов погоды некоторых моделей. Некоторые вопросы реализации моделей WRF на вычислительном кластере ТГУ Cyberia. Интерпретация результатов расчета. Анализ результатов расчета).

5. Общие сведения о локальных моделях.

6. Статистическая интерпретация численных прогнозов погоды. Перспективы использования моделей.

 

Промежуточная аттестация

Состоит из обсуждения тем, включает подготовку доклада, презентации по теме дисциплины и его защиты.

 

Самостоятельная работа включает самостоятельную проработку разделов дисциплины, подготовку доклада и подготовку к зачету.


Преподаватель Кижнер Л.И.

Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.01.02 Физические основы формирования климата

Преподаватель Севастьянов В.В.

Общий объем дисциплины 144 часа (4 зачетных единицы). Экзамен 3 семестр.


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.02 Дисциплины (модули) по выбору 2 (ДВ.2)

Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.02.01 Мезомасштабное метеорологическое моделирование


Аннотация дисциплины


МЕЗОМАСШТАБНОЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е.  (72 часа). Зачет во 2 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Мезомасштабное метеорологическое моделирование» являются: формирование понимания используемых физических и математических подходов и их численной реализации в рамках метеорологического моделирования; различия между мезомасштабным и глобальным моделированием; роли различных блоков модели и принципов на которых она построена; причин необходимости учета подсеточных процессов и их роли в формировании метеорологических процессов; методов учета подсеточных процессов в мезомасштабных моделях на примере деятельного слоя суши и пограничного слоя.

Задачи дисциплины: изучить мезомасштабные метеорологические модели, их вычислительную реализацию и научится анализировать вычисленные поля прогнозных метеорологических элементов.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

мезомасштабные метеорологические модели;

вычислительную реализацию различных моделей;

уметь

оценивать роль подсеточных процессов в мезомасштабных моделях на примере деятельного слоя суши и пограничного слоя

и владеть:

основами анализа вычисленных полей прогнозных метеорологических элементов.

 


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.02.02 Климатические ресурсы 


Аннотация дисциплины


«Климатические ресурсы»

Общий объем дисциплины 72 часов (2 з. е.). Обучение магистрантов проходит в виде очной формы занятий. Курс включает в себя лекции (8 часов), лабораторные занятия (16 часов), групповые консультации (2 часа) и самостоятельную работу студентов (46 часов). Зачет во втором семестре.

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Климатические ресурсы» является изучение и формирование целостного представления о необходимости гидрометеорологической информации для детальной характеристики региональных климатов.

В результате освоения дисциплины магистранты будут знать способы и методы получения практических выводов для выдачи рекомендаций, направленных на решение важнейших хозяйственных проблем.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

– климат является важнейшим фактором, влияющим на все сферы человеческой деятельности и на окружающую среду;

– особенности климата территории, оцениваемые совокупностью элементов теплового, водного балансов, а также светового, ветрового режима и других метеорологических величин;

– методы анализа, обобщения и систематизации роли климатических ресурсов в решении социальных и экологических проблем с применением современных компьютерных технологий;

уметь:

– творчески использовать знания о современных климатообразующих процессах в сфере профессиональной деятельности;

– анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ, в области влияния климата на человека и его хозяйственной деятельности в условиях его современных изменений;

владеть:

– методиками организации проведения специализированных климатических исследований;

– подходами к решению теоретических и практических вопросов связанных с рациональным использованием климатических ресурсов для решения хозяйственно-экономических проблем различного масштаба;

– навыками проведения учебных занятий.

Содержание разделов дисциплины

Климат и формирующие его факторы.

Понятия: «погода», «климат» и «климатические ресурсы». Наблюдения за погодой и климатом. Получение социальных и экономических выгод от метеорологического обслуживания.

Климатическая система. Географические факторы климата. Понятие о климате и микроклимате. Колебания климата. Климатические пояса Земного шара и России. Краткая характеристика климата и его современные изменения.

Оценка климатических ресурсов: методы, индексация.

Климатические ресурсы: свет, осадки, влажность, солнечная энергия, ветер. Понятие «Антиресурсы климата». Опасные погодно-климатические явления. Оценка климатических ресурсов: методы, индексация.

.


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.03 Дисциплины (модули) по выбору 3 (ДВ.3)


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.03.01  Физические основы воздействия на атмосферные процессы


Аннотация дисциплины


ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Трудоёмкость дисциплины 144 часа (4 з.е.). Обучение проходит в очной форме занятий, и включает в себя лекции (8 часов), лабораторные занятия (20 часов) и самостоятельную работу студентов (72 часа). Экзамен в 3 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Физические основы воздействия на атмосферные процессы» являются общетеоретическая подготовка к участию в мероприятиях по воздействиям на атмосферные процессы с целью предотвращения опасных явлений погоды или ослабления их разрушительной силы, создания благоприятных условий для выполнения сельскохозяйственных программ; подготовка к решению проблемы целенаправленного экологически безопасного управления атмосферными процессами, предотвращения опасных явлений погоды или ослабления их разрушительной силы и уменьшение связанного с ними ущерба для экономики.

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

·      теорию гидродинамической устойчивости атмосферы;

·      теорию фазовых переходов;

·      теорию электрических процессов в облаках.

уметь:

·      понимать основные физические закономерности развития атмосферных процессов и принципиально возможные пути управления ими;

·      быть подготовленным к участию в операциях по воздействию на атмосферные процессы;

·      предвычислять или оценивать возможные результаты воздействия при конкретных метеорологических условиях, ориентироваться в общих вопросах науки об управлении атмосферными процессами;

·      обобщать  и применять результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности;

·      формулировать цели и задачи в своей производственной и/или научной деятельности.

владеть

·      навыками устной презентации в своей профессиональной деятельности.


Преподаватель Кужевская И.В.


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.03.02 Прикладная метеорология

Аннотация дисциплины


«Прикладная метеорология»

Общий объем дисциплины 144 часа (4 з. е.). Обучение магистрантов проходит в виде очной формы занятий. Курс включает в себя лекции (8 часов), лабораторные занятия (18 часов), семинарские занятия (4 часов), групповые консультации (2 часа) и самостоятельную работу студентов (112 часов). Экзамен в третьем семестре.

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Прикладная метеорология» является изучение теоретических и методических основ исследования и оценки влияния метеорологических условий на человека и объекты народного хозяйства, составление климатологического прогноза для эффективного проектирования и функционирования объектов народного хозяйства и здравоохранения.

В результате освоения дисциплины будут знать роль прикладной метеорология при оценке влияния климата на различные объекты народного хозяйства, здравоохранения и т. д.; теоретические и эмпирические методы исследования воздействия погоды и климата на объекты и человека.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

– роль прикладной метеорология и климатологии при оценке влияния климата на различные объекты народного хозяйства, здравоохранения и т.д.;

– теоретические и эмпирические методы исследования воздействия погоды и климата на объекты и человека для решения задач профессиональной деятельности;

– принципы построения классификаций погоды для прикладных целей с использованием современных вычислительных средств.

уметь:

– творчески использовать знания о современных климатообразующих процессах в сфере профессиональной деятельности;

– анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ, имеющих гидрометеорологическую направленность;

владеть:

– использовать общие методы климатической обработки метеорологической информации для прикладных целей с помощью современной вычислительной техники;

– выполнять климатическое районирование и картографирование для прикладных целей;

– подготавливать необходимую документацию с использованием современных подходов и методов по результатам исследования в прикладной климатологии;

– навыками проведения учебных занятий.

Содержание разделов дисциплины

Воздействие погоды на объекты народного хозяйства и на человека

Учет метеорологических условий в деятельности отраслей народного хозяйства и здравоохранения – актуальная проблема прикладной климатологии.

Предмет исследования, становление, определение и задачи прикладной климатологии.

Методы исследования воздействия погоды на объекты и человека

Объекты органического и неорганического происхождения, виды воздействий метеорологических условий на объекты.

Исследование влияния метеорологических условий на объекты и человека – основа разработки метеорологических показателей, отражающих влияние погоды на объекты и человека.

Комплексные метеорологические показатели: механические, однозначного эффекта и комплексированные по процессам в атмосфере.

Классификация погоды для прикладных целей.

Принципы построения классификации погоды и их обзор.

Классификация погоды для климатической оценки типового проектирования жилища. Классификация погоды момента для медицинских целей.

Климатическое районирование территории и картографирование для прикладных целей.

Классификация климата – основа климатического районирования территории.

Типы и методы климатического районирования территории для прикладных целей: районирование территории по средним многолетним месячным величинам климатических показателей, районирование территории с заданной вероятностью климатического показателя.

Комплексное климатическое районирование территории.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация состоит из двух кратких докладов и промежуточного теста. Доклад на выбранную тему из блока «Классификация климата – основа климатического районирования территории» и из блока «Косвенные способы расчета комплексных метеорологических показателей и их значение в прикладной метеорологии».

Самостоятельная работа подразумевает подготовку к экзамену (112 часов), промежуточному тестированию и подготовку двух рефератов и докладов по ним.

Преподаватель Севастьянов В.В.

Общий объем дисциплины 72 часа (2 зачетных единицы). Зачет 2 семестр.


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.03.03 Агроклиматология


Аннотация дисциплины


АГРОКЛИМАТОЛОГИЯ

Общая трудоемкость дисциплины 4 зач.ед. (144 часа) 

Экзамен в 3 семестре 

Цели и задачи дисциплины

Основной целью является получение студентами знаний об использовании и учете климатических и погодных условий в сельском хозяйстве. Задачами дисциплины «Агрометеорология» являются: изучение степени благоприятности климатических условий для сельскохозяйственных культур, выявление климатических особенностей территорий в целях рационального размещения возделываемых культур (агроклиматическое районирование); исследование возможностей улучшения микроклиматических условий для целей сельскохозяйственного производства и т.п.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- агрометеорологические условия жизни растений;

- основные методы агроклиматологии;

- основы агрометеорологического прогнозирования.

Уметь:

- рассчитывать основные агроклиматические показатели;

- интегрировать специализированные знания по базовым дисциплинам со знаниями фундаментальных разделов наук для решения агроклиматических задач;

- обобщать и анализировать результаты научных исследований, подготавливать необходимую документацию по результатам исследования.

Владеть:

- навыками получения информации по агрометеорологии и обработки ее с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств;

- современными методами климатической обработки данных и интерпретации гидрометеорологической информации при решении агроклиматических задач;

- основами расчета и анализа ресурсообеспеченности конкретной территории в вегетационный период и отдельные месяцы.




Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.04 Дисциплины (модули) по выбору 4 (ДВ.4)

 
Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.04.01 Теория климата


Аннотация дисциплины


ТЕОРИЯ КЛИМАТА

 

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 часа).

 

Экзамен в 1 / 3 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория климата» являются получение знаний, необходимых для физически строгого объяснения наблюдаемых в современную эпоху изменений климата и реконструированных в прошлом, а также овладение современными методами климатического прогноза, знакомство с существующими сценариями изменения климата в будущие 100 лет. Кроме того, в задачи дисциплины входит формирование у студентов знаний о принципах и основных приемах математического моделирования поведения климатической системы; об иерархии существующих моделей климата, результатах эмпирического и стохастического моделирования флуктуаций климатических элементов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

• Основные закономерности и методы смежных областей исследований;

•Климатообразующие факторы, и обратные связи в планетарной климатической системе;

• Математические модели климата, постановку задач моделирования климата;

• Изменение климата в прошлом, состояние современного климата;

• Генезис колебаний климата в плейстоцене и голоцене, в том числе за последнюю тысячу лет и в современную эпоху.

уметь:

• Правильно применять основные термины и понятия;

• Интегрировать специализированные знания по базовым дисциплинам со знаниями фундаментальных разделов наук для решения гидрометеорологических задач;

• Оценивать влияние, диапазон и потенциал воздействия погоды и климата на жизнь, общество и окружающую среду в целом; понимать последствия землепользования и других антропогенных воздействий на погоду и климат;

• Обобщать и анализировать результаты научных исследований, подготавливать необходимую документацию по результатам исследования;

• Анализировать наблюдаемые в современную эпоху изменения климата и реконструированные в прошлом.

владеть:

· Современными методами климатической обработки данных и интерпретации гидрометеорологической информации;

· Навыками представления докладов и ведения дискуссии по конкретным  проблемам теории климата, в том числе антропогенного загрязнения атмосферы, планетарного потепления климата.

 


Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.04.02 История климата

Аннотация дисциплины


История климата

 

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 часа).

Экзамен в 3 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «История климата» является получение студентами комплекса знаний в области изменений климата за геологическую историю Земли, включая вопросы о причинах колебаний климатических характеристик в различных временных масштабах и методах исследования изменения климата.

Освоение данной дисциплины является теоретической и методической основой для дальнейшей научной работы выпускника. 

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основные методы исследования климатических изменений;

виды и физические механизмы формирования  антропогенного воздействия на климат;

современные гипотезы, описывающие закономерности состояния климата в историческом ракурсе.

уметь:

анализировать и обобщать результаты научных исследований;

обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

интегрировать научные идеи с фундаментальными и прикладными  знаниями;

использовать результаты научных исследований для реализации программ устойчивого развития.

владеть:

навыками устной презентации результатов своей профессиональной деятельности;

навыками получения климатической информации при решении прикладных задач в сфере природопользования и экологии.







Б1.В.ДВ.01.02 Экологическая климатология

Б1.В.ДВ.01.02.01 Общая и региональная геоэкология


Аннотация дисциплины


«Общая и региональная геоэкология»

Общий объем дисциплины 108 часов (3 з. е.). Обучение магистрантов проходит в виде очной формы занятий. Курс включает в себя лекции (8 часов), лабораторные занятия (18 часов), семинарские занятия (8 часов), групповые консультации (2 часа) и самостоятельную работу студентов (72 часа). Экзамен в первом семестре.

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Общая и региональная геоэкология» является изучение и сформирование целостного представления о глобальных и региональных геоэкологических проблемах современности.

В результате освоения дисциплины магистранты будут знать основные проблемы глобальной и региональной геоэкологии и их причины. Понимать значение международного сотрудничества в области решения глобальных геоэкологических проблем и механизмы его осуществления.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

– теоретические основы возникновения глобальной и региональной геоэкологии;

– геоэкологические проблемы различных регионов России и мира;

– методы анализа, обобщения и систематизации причин возникновения социальных и геоэкологических проблем и пути их решения;

уметь:

– творчески использовать знания о современных геоэкологических проблемах в сфере профессиональной деятельности;

– анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ в области геоэкологических исследований и хозяйственной деятельности в условиях современных изменений климата;

владеть:

– современными методами организации проведения геоэкологических исследований;

– подходами к решению теоретических и практических вопросов связанных с современными геоэкологическими проблемами различного масштаба;

– навыками проведения учебных занятий.

Содержание разделов дисциплины:

Введение. Предмет и методы геоэкологии. Определение, задачи дисциплины, объекты исследования, методы исследования глобальной и региональной геоэкологии, направления исследований, связь с различными отраслями знания.

Теоретические основы глобальной и региональной геоэкологии. Земля как глобальная экологическая система. Природные механизмы и процессы, управляющие экосферой Земли. Общий обзор геосфер Земли и их особенностей. Глобальные геоэкологические проблемы современности. Истощение природного ресурсного потенциала планеты: земельных, лесных, водных, минеральных ресурсов. Ухудшение качества планетарной ландшафтной оболочки – нарушение теплового и энергетического баланса, загрязнение атмосферы, вод суши, деградация почв и земель, снижение биоразнообразия; проблема твердых, жидких и газообразных отходов. Проблемы народонаселения. Конфликты и перенаселение.

Международное сотрудничество в области решения глобальных геоэкологических проблем и механизмы его осуществления. Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экосфере, их научные результаты. Прогнозные сценарии

решения проблем. Проблемы экологической безопасности. Стратегия выживания человечества. Стратегия устойчивого развития, её анализ. Принципы устойчивого развития. Экологическая политика стран и мирового сообщества в целом. Современные исследования на в области разработки экологической политики на глобальном, национальном и локальном уровнях. Региональный геоэкологический риск и мониторинг. Социально-экономические и демографические факторы формирования и изменения геоэкологических обстановок Методы их оценки. Геоэкологические проблемы регионов мира.

Загрязнение Мирового океана. Географические особенности загрязнения океанов и морей. Последствия загрязнения Мирового океана. Пути решения геоэкологических проблем Мирового океана. Районы экологического бедствия. Понятия экологической катастрофы и зоны экологического бедствия.

Геоэкологические проблемы различных регионов России. Причины возникновения зон экологического бедствия. Антропогенная деятельность (производственные катастрофы, военные действия и т.д.), естественные причины (природные катаклизмы, космические факторы). Основные причины возникновения и обострения региональных экологических проблем. Пути и направления решения геоэкологических проблем в регионах России.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация состоит из двух кратких докладов и промежуточного теста. Доклад на выбранную тему из блока «Глобальные геоэкологические проблемы современности» и из блока «Геоэкологические проблемы различных регионов России».

Самостоятельная работа подразумевает подготовку к экзамену (46 часов), промежуточному тестированию и подготовку двух рефератов и докладов по ним.

Б1.В.ДВ.01.02.02 Теория климата

Аннотация дисциплины


ТЕОРИЯ КЛИМАТА

 

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 часа).

 

Экзамен в 1 / 3 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория климата» являются получение знаний, необходимых для физически строгого объяснения наблюдаемых в современную эпоху изменений климата и реконструированных в прошлом, а также овладение современными методами климатического прогноза, знакомство с существующими сценариями изменения климата в будущие 100 лет. Кроме того, в задачи дисциплины входит формирование у студентов знаний о принципах и основных приемах математического моделирования поведения климатической системы; об иерархии существующих моделей климата, результатах эмпирического и стохастического моделирования флуктуаций климатических элементов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

• Основные закономерности и методы смежных областей исследований;

•Климатообразующие факторы, и обратные связи в планетарной климатической системе;

• Математические модели климата, постановку задач моделирования климата;

• Изменение климата в прошлом, состояние современного климата;

• Генезис колебаний климата в плейстоцене и голоцене, в том числе за последнюю тысячу лет и в современную эпоху.

уметь:

• Правильно применять основные термины и понятия;

• Интегрировать специализированные знания по базовым дисциплинам со знаниями фундаментальных разделов наук для решения гидрометеорологических задач;

• Оценивать влияние, диапазон и потенциал воздействия погоды и климата на жизнь, общество и окружающую среду в целом; понимать последствия землепользования и других антропогенных воздействий на погоду и климат;

• Обобщать и анализировать результаты научных исследований, подготавливать необходимую документацию по результатам исследования;

• Анализировать наблюдаемые в современную эпоху изменения климата и реконструированные в прошлом.

владеть:

· Современными методами климатической обработки данных и интерпретации гидрометеорологической информации;

· Навыками представления докладов и ведения дискуссии по конкретным  проблемам теории климата, в том числе антропогенного загрязнения атмосферы, планетарного потепления климата.

 

Б1.В.ДВ.01.02.03 Климатические ресурсы


Аннотация дисциплины


«Климатические ресурсы»

Общий объем дисциплины 72 часов (2 з. е.). Обучение магистрантов проходит в виде очной формы занятий. Курс включает в себя лекции (8 часов), лабораторные занятия (16 часов), групповые консультации (2 часа) и самостоятельную работу студентов (46 часов). Зачет во втором семестре.

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Климатические ресурсы» является изучение и формирование целостного представления о необходимости гидрометеорологической информации для детальной характеристики региональных климатов.

В результате освоения дисциплины магистранты будут знать способы и методы получения практических выводов для выдачи рекомендаций, направленных на решение важнейших хозяйственных проблем.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

– климат является важнейшим фактором, влияющим на все сферы человеческой деятельности и на окружающую среду;

– особенности климата территории, оцениваемые совокупностью элементов теплового, водного балансов, а также светового, ветрового режима и других метеорологических величин;

– методы анализа, обобщения и систематизации роли климатических ресурсов в решении социальных и экологических проблем с применением современных компьютерных технологий;

уметь:

– творчески использовать знания о современных климатообразующих процессах в сфере профессиональной деятельности;

– анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ, в области влияния климата на человека и его хозяйственной деятельности в условиях его современных изменений;

владеть:

– методиками организации проведения специализированных климатических исследований;

– подходами к решению теоретических и практических вопросов связанных с рациональным использованием климатических ресурсов для решения хозяйственно-экономических проблем различного масштаба;

– навыками проведения учебных занятий.

Содержание разделов дисциплины

Климат и формирующие его факторы.

Понятия: «погода», «климат» и «климатические ресурсы». Наблюдения за погодой и климатом. Получение социальных и экономических выгод от метеорологического обслуживания.

Климатическая система. Географические факторы климата. Понятие о климате и микроклимате. Колебания климата. Климатические пояса Земного шара и России. Краткая характеристика климата и его современные изменения.

Оценка климатических ресурсов: методы, индексация.

Климатические ресурсы: свет, осадки, влажность, солнечная энергия, ветер. Понятие «Антиресурсы климата». Опасные погодно-климатические явления. Оценка климатических ресурсов: методы, индексация.

Б1.В.ДВ.01.02.04 История климата


Аннотация дисциплины


История климата

 

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 часа).

Экзамен в 3 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «История климата» является получение студентами комплекса знаний в области изменений климата за геологическую историю Земли, включая вопросы о причинах колебаний климатических характеристик в различных временных масштабах и методах исследования изменения климата.

Освоение данной дисциплины является теоретической и методической основой для дальнейшей научной работы выпускника. 

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основные методы исследования климатических изменений;

виды и физические механизмы формирования  антропогенного воздействия на климат;

современные гипотезы, описывающие закономерности состояния климата в историческом ракурсе.

уметь:

анализировать и обобщать результаты научных исследований;

обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

интегрировать научные идеи с фундаментальными и прикладными  знаниями;

использовать результаты научных исследований для реализации программ устойчивого развития.

владеть:

навыками устной презентации результатов своей профессиональной деятельности;

навыками получения климатической информации при решении прикладных задач в сфере природопользования и экологии.

Преподаватель Волкова М.А.
 

Б1.В.ДВ.01.02.05 Прикладная метеорология


Аннотация дисциплины


«Прикладная метеорология»

Общий объем дисциплины 144 часа (4 з. е.). Обучение магистрантов проходит в виде очной формы занятий. Курс включает в себя лекции (8 часов), лабораторные занятия (18 часов), семинарские занятия (4 часов), групповые консультации (2 часа) и самостоятельную работу студентов (112 часов). Экзамен в третьем семестре.

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Прикладная метеорология» является изучение теоретических и методических основ исследования и оценки влияния метеорологических условий на человека и объекты народного хозяйства, составление климатологического прогноза для эффективного проектирования и функционирования объектов народного хозяйства и здравоохранения.

В результате освоения дисциплины будут знать роль прикладной метеорология при оценке влияния климата на различные объекты народного хозяйства, здравоохранения и т. д.; теоретические и эмпирические методы исследования воздействия погоды и климата на объекты и человека.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

– роль прикладной метеорология и климатологии при оценке влияния климата на различные объекты народного хозяйства, здравоохранения и т.д.;

– теоретические и эмпирические методы исследования воздействия погоды и климата на объекты и человека для решения задач профессиональной деятельности;

– принципы построения классификаций погоды для прикладных целей с использованием современных вычислительных средств.

уметь:

– творчески использовать знания о современных климатообразующих процессах в сфере профессиональной деятельности;

– анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ, имеющих гидрометеорологическую направленность;

владеть:

– использовать общие методы климатической обработки метеорологической информации для прикладных целей с помощью современной вычислительной техники;

– выполнять климатическое районирование и картографирование для прикладных целей;

– подготавливать необходимую документацию с использованием современных подходов и методов по результатам исследования в прикладной климатологии;

– навыками проведения учебных занятий.

Содержание разделов дисциплины

Воздействие погоды на объекты народного хозяйства и на человека

Учет метеорологических условий в деятельности отраслей народного хозяйства и здравоохранения – актуальная проблема прикладной климатологии.

Предмет исследования, становление, определение и задачи прикладной климатологии.

Методы исследования воздействия погоды на объекты и человека

Объекты органического и неорганического происхождения, виды воздействий метеорологических условий на объекты.

Исследование влияния метеорологических условий на объекты и человека – основа разработки метеорологических показателей, отражающих влияние погоды на объекты и человека.

Комплексные метеорологические показатели: механические, однозначного эффекта и комплексированные по процессам в атмосфере.

Классификация погоды для прикладных целей.

Принципы построения классификации погоды и их обзор.

Классификация погоды для климатической оценки типового проектирования жилища. Классификация погоды момента для медицинских целей.

Климатическое районирование территории и картографирование для прикладных целей.

Классификация климата – основа климатического районирования территории.

Типы и методы климатического районирования территории для прикладных целей: районирование территории по средним многолетним месячным величинам климатических показателей, районирование территории с заданной вероятностью климатического показателя.

Комплексное климатическое районирование территории.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация состоит из двух кратких докладов и промежуточного теста. Доклад на выбранную тему из блока «Классификация климата – основа климатического районирования территории» и из блока «Косвенные способы расчета комплексных метеорологических показателей и их значение в прикладной метеорологии».

Самостоятельная работа подразумевает подготовку к экзамену (112 часов), промежуточному тестированию и подготовку двух рефератов и докладов по ним.

Б1.В.ДВ.01.02.06 Агроклиматология


Аннотация дисциплины

АГРОКЛИМАТОЛОГИЯ

Общая трудоемкость дисциплины 2 зач.ед. (72 часа).

Зачет 3 семестре.

Цели и задачи дисциплины

Основной целью является получение студентами знаний об использовании и учете климатических и погодных условий в сельском хозяйстве. Задачами дисциплины «Агрометеорология» являются: изучение степени благоприятности климатических условий для сельскохозяйственных культур, выявление климатических особенностей территорий в целях рационального размещения возделываемых культур (агроклиматическое районирование); исследование возможностей улучшения микроклиматических условий для целей сельскохозяйственного производства и т.п.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- агрометеорологические условия жизни растений;

- основные методы агроклиматологии;

- основы агрометеорологического прогнозирования.

Уметь:

- рассчитывать основные агроклиматические показатели;

- интегрировать специализированные знания по базовым дисциплинам со знаниями фундаментальных разделов наук для решения агроклиматических задач;

- обобщать и анализировать результаты научных исследований, подготавливать необходимую документацию по результатам исследования.

Владеть:

- навыками получения информации по агрометеорологии и обработки ее с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств;

- современными методами климатической обработки данных и интерпретации гидрометеорологической информации при решении агроклиматических задач;

- основами расчета и анализа ресурсообеспеченности конкретной территории в вегетационный период и отдельные месяцы.




Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.01 Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.01.01 Спутниковая информация в прикладных целях


Аннотация дисциплины


СПУТНИКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПРИКЛАДНЫХ ЦЕЛЯХ

Общий объем дисциплины 108 часов (3 з.е.). 

Зачет во втором семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Спутниковая информация в прикладных целях» является научить  интерпретировать спутниковые изображения, включая анализ эволюции конвективных систем, фронтальных систем и тропических циклонов, расположение туманов/слоистых облаков, активные верхние границы кучево-дождевых облаков, гравитационные волны в перистых облаках и струйные течения, обнаруживать облачные слои потенциально возможного обледенения, вулканического пепла и сдвига ветра.

В результате освоение дисциплины, обучающийся должен

знать:

особенности распознавания облачных полей на космических снимках;

мезомасштабные циркуляции и явления;

спутниковые индексы.

уметь

использовать информацию со спутников в различных спектральных диапазонах;

интерпретировать данные дистанционного зондирования со спутников;

включать результаты научных исследований в оперативную работу;

по возможности разрабатывать новые виды продукции, технологические процессы и методики.

владеть

методикой определения атмосферных параметров;

методикой определения атмосферных перемещений.

 

 


Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.01.02 Методы эколого-гидрологических исследований


АННОТАЦИЯ

Учебной дисциплины Методы эколого-гидрологических исследований


Общая трудоемкость программы составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Это обязательная дисциплина вариативной части.

Дисциплина Методы эколого-гидрологических исследований в соответствии с требованиями ФГОС ВО направлена на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

- способностью использовать современные методы обработки и интерпретации гидрометеорологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-2);

- владением основными методами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов, аппаратуры и вычислительных комплексов (ПК-8).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Знать: процессы на водосборе и в гидрографической сети, приводящие к антропогенному загрязнению и истощению водных ресурсов; значение методов эколого-гидрологических исследований для предотвращения загрязнения и истощения поверхностных и подземных вод; основы методов, применяемых в эколого-гидрологических исследованиях.

Уметь: применять на практике полученные знания для решения задач рационального использования водных ресурсов и их защиты от загрязнения; применять аналитические и математические методы обработки результатов наблюдений; с привлечением научно-методической литературы и программного обеспечения выполнять обоснования и расчеты, необходимые для эколого-гидрологического обеспечения водохозяйственного проектирования; комплексировать различные методы, добиваясь максимального экономического эффекта.

Владеть: методами инженерно-гидрометеорологических и инженерно- экологических исследований; методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной гидрометеорологической и экологической информациями; приемами использования вычислительной техники для обоснования расчетов, необходимых для эколого-гидрологического обеспечения водохозяйственного проектирования.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в следующих формах:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

К формам текущего контроля относятся: лекционные и семинарские занятия.

Выполнение заданий на этих занятиях является обязательным для всех обучающихся, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачета.



Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.02 Дисциплины (модули) по выбору 2 (ДВ.2)

Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.02.01 Мезомасштабное метеорологическое моделирование


Аннотация дисциплины


МЕЗОМАСШТАБНОЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 з.е.  (108 часов). Зачет с оценкой во 2 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Мезомасштабное метеорологическое моделирование» являются: формирование понимания используемых физических и математических подходов и их численной реализации в рамках метеорологического моделирования; различия между мезомасштабным и глобальным моделированием; роли различных блоков модели и принципов на которых она построена; причин необходимости учета подсеточных процессов и их роли в формировании метеорологических процессов; методов учета подсеточных процессов в мезомасштабных моделях на примере деятельного слоя суши и пограничного слоя.

Задачи дисциплины: изучить мезомасштабные метеорологические модели, их вычислительную реализацию и научится анализировать вычисленные поля прогнозных метеорологических элементов.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

мезомасштабные метеорологические модели;

вычислительную реализацию различных моделей;

уметь

оценивать роль подсеточных процессов в мезомасштабных моделях на примере деятельного слоя суши и пограничного слоя

и владеть:

основами анализа вычисленных полей прогнозных метеорологических элементов.


Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.02.02 Авиационные прогнозы погоды 

Аннотация дисциплины


Авиационные прогнозы погоды

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы (108 часов).

Экзамен во 2 семестре.

 

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Авиационные прогнозы погоды» является получение теоретических знаний и практических навыков в области метеорологического обеспечения гражданской авиации, изучение современных методов прогноза опасных явлений погоды для авиации, приобретение навыков практического применения полученных знаний для обеспечения безопасности и эффективности полетов в различных условиях погоды.

Освоение данной дисциплины является теоретической и методической основой для дальнейшей научно-производственной деятельности выпускника.

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

методы прогноза опасных для авиации явлений;

структуру устного представления специализированной метеорологической информации потребителю;

уметь:

представлять, защищать и обсуждать результаты своей профессиональной деятельности;

работать в коллективе при решении оперативно-производственных задач;

анализировать и обобщать аэросиноптическую информацию;

подготавливать необходимую метеорологическую документацию с применением компьютерных технологий;

анализировать и систематизировать  результаты научных исследований в области авиационной метеорологии;

использовать современные статистические методы для разработки и уточнения региональных прогнозов опасных явлений;

уметь составлять авиационные прогнозы различной заблаговременности;

владеть:

современными методами обработки и интерпретации аэросиноптической информации;

методами краткосрочных и сверкраткосрочных прогнозов опасных явлений для авиации.

.Преподаватель Волкова М.А.

Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.02.03 Гидрофизика болот


АННОТАЦИЯ

Учебной дисциплины Гидрофизика болот


Общая трудоемкость программы составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Это дисциплина по выбору вариативной части.

Дисциплина Гидрофизика болот в соответствии с требованиями ФГОС ВО направлена на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

- способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин, определяющих направленность (профиль) программы магистратуры (ПК-1);

- способностью анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских работ, имеющих гидрометеорологическую направленность (ПК-3);

- владением навыками самостоятельных экспедиционных, лабораторных, вычислительных исследований в области гидрометеорологии при решении научно-исследовательских задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств (ПК-4).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Знать: основные физические законы определяющих развитие природных ландшафтов; особенности подготовки исходных данных для выполнения гидрофизических расчетов; основные методы определения тепло и водно-физических свойств; особенности водного и термического режима болот и заболоченных земель.

Уметь: составить качественный прогноз развития природных ландшафтов и возможных последствий техногенного вмешательства; выполнять гидрофизические расчеты с помощью электронных таблиц, интерпретировать результаты наблюдений и расчетов с помощью программ пространственного анализа геоданных; организовывать наблюдения за отдельными гидрофизическими характеристиками; выполнять расчеты по гидрофизическому обоснованию хозяйственной деятельности (давать прогноз глубины промерзания и оттаивания).

Владеть: приемами первичной обработки и контроля полевого материала; навыками проведения полевых гидрофизических исследований.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в следующих формах:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

К формам текущего контроля относятся: лекционные, семинарские и практические занятия.

Выполнение заданий на этих занятиях является обязательным для всех обучающихся, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачета с оценкой.



Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.03 Дисциплины (модули) по выбору 3 (ДВ.3)


Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.03.01 Физические основы формирования климата





 

Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.03.02 Современные прогностические модели в численных прогнозах погоды


Аннотация дисциплины

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

В ЧИСЛЕННЫХ ПРОГНОЗАХ ПОГОДЫ

  

Общий объем дисциплины 72 часа (2 з. е.). Зачет во 2 семестре.

 

Целями освоения дисциплины «Современные прогностические модели в численных прогнозах погоды» являются знакомство с моделями атмосферы, которые используются в ведущих прогностических центах мира и России.

Задачей дисциплины является приобретение знаний о принципах построения некоторых прогностических моделей, их особенностях, методах параметризации, реализации их на практике, оценке результатов их использования.

 

В результате изучения дисциплины магистр должен:

- знать современные оперативные прогностические модели, в том числе мезомасштабные, их возможности; различные виды информации, используемой в численном анализе и прогнозе;

– уметь использовать современную вычислительную технику при решении некоторых вопросов моделирования атмосферы, формулировать начальные и граничные условия, интерпретировать результаты расчетов, оценивать качество расчетов по моделям;

- владеть информацией о реализации моделей на практике с использованием современного вычислительного кластера.

Содержание разделов дисциплины

Введение.

1. Общие сведения о моделировании атмосферы.

2. Данные и принципы усвоения данных в моделях атмосферы.

3. Параметризация физических процессов в моделях.

4. Негидростатические модели атмосферы мезомасштаба (Модели ARW-WRF. Негидростатическая модель прогноза погоды Гидрометцентра России. Входные и выходные данные мезомоделей. Успешность прогноза элементов погоды некоторых моделей. Некоторые вопросы реализации моделей WRF на вычислительном кластере ТГУ Cyberia. Интерпретация результатов расчета. Анализ результатов расчета).

5. Общие сведения о локальных моделях.

6. Статистическая интерпретация численных прогнозов погоды. Перспективы использования моделей.

Промежуточная аттестация

Состоит из обсуждения тем, включает подготовку доклада, презентации по теме дисциплины и его защиты.

 

Самостоятельная работа включает самостоятельную проработку разделов дисциплины, подготовку доклада и подготовку к зачету.

Преподаватель Кижнер Л.И.




Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.04 Дисциплины (модули) по выбору 4 (ДВ.4)

 
Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.04.01Теория общей циркуляции атмосферы

 

Аннотация дисциплины


Теория общей циркуляции атмосферы  

Общая трудоёмкость дисциплины  3 зачетные единицы (108 часов).

Экзамен в третьем семестре.

Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Теория общей циркуляции атмосферы» является ознакомление обучающихся с современным уровнем развития теории общей циркуляции атмосферы (ОЦА) Земли и других планет, математических моделей ОЦА и океана,  результатов численных экспериментов. Задачи изучения дисциплины заключаются в понимании основных закономерностей глобальной циркуляции атмосферы,  владении теоретическими методами изучения процессов ОЦА.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:     

знать:

основы геофизической гидродинамики, уравнения и количественные соотношения, необходимые для описания ОЦА;

теории гидродинамической устойчивости атмосферы, возникновения и эволюции длинных волн, энергетики атмосферы, глобального взаимодействия атмосферы и океана;

теорию общей циркуляции стратосферы;

особенности циркуляции планет Солнечной системы;

содержание моделей ОЦА, используемых для научных и прогностических целей в России и за рубежом;

 

уметь:

понимать оригинальные научные публикации по проблемам физической гидродинамики, теории ОЦА и климата;

иметь целостное представление о динамике атмосферы Земли и проблемах глобальных процессов;

 

владеть:

навыками расчета характеристик состояния ОЦА с использованием отечественных моделей.


Преподаватель Барашкова Н.К.


Б1.В.ДВ.01.02.ДВ.04.02 Физика облаков и осадков (атмосферное электричество)


Аннотация дисциплины


«Физика облаков и осадков (Атмосферное электричество)»

 

Общая трудоёмкость дисциплины 4 зач.ед. (144 часа).

Экзамен в третьем семестре.

 

Целью дисциплины является углублённое понимание магистрантами отдельных разделов физики атмосферы.

Задачи данной дисциплины заключаются в получение прочных знаний о процессах зарождения и трансформации облаков, микрофизическом строении и внутренней структуре облаков, условиях образования и выпадения осадков, а также о процессах и явлениях, связанных с облаками и осадками, в том числе об электрических процессах в системе Атмосфера-Земля.

 

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут быть применены магистрантами в будущей профессиональной деятельности для решения проблем, стоящих перед гидрометеорологией как прикладной и фундаментальной наукой.

 

В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

–     физические процессы, приводящие к образованию и трансформации облаков;

–     микрофизическое строение облаков различных форм;

–     процессы укрупнения облачных частиц и выпадения осадков;

–     процессы образования и структура систем мелкой и глубокой конвекции;

–     особенности внутренней структуры облачных систем атмосферных фронтов циклонов умеренных широт и тропических циклонов;

–     движения воздуха, связанные с облаками;

–     оптические явления в облачной атмосфере;

–     электрические явления в атмосфере, структуру глобальной электрической цепи.

Уметь:

анализировать физические процессы, происходящие в атмосфере, на основе информации об облачности и атмосферных явлениях.

Владеть:

  • методами практического применения в научной и производственной деятельности знаний в области физики облаков и осадков, и атмосферного электричества.

       
         БЛОК 2. Практики, в том числе и научно-исследовательская работа (НИР)
Б2.В.01 Производственная практика
Б2.В.01.01(Н) Научно - исследовательская работа 


Аннотация


Научно-исследовательская работа

 

Научно-исследовательская работа проводится магистрантом на протяжении 3 семестров обучения. Общая трудоемкость составляет 18 зач.ед. (648 часов). Зачет в 1 и 2 семестрах, зачет с оценкой в 3 семестре.

 

Научно-исследовательская работа (НИР), выполняемая студентом, обучающимся по магистерской программе, имеет теоретический, методический или вычислительный характер и выполняется под руководством научного руководителя.

 

Целями научно-исследовательской работы являются:

-     закрепление теоретических знаний, полученных при изучении естественнонаучных и профессиональных дисциплин;

-     приобретение опыта практической научно-исследовательской работы, в том числе в коллективе исследователей;

-     приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной научно-исследовательской деятельности;

-     получение экспериментального (теоретического, лабораторного, полевого) материала для самостоятельной научно-исследовательской части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

 

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

-     освоение методологии организации и проведения научно-исследовательской работы в научно исследовательских лабораториях вузов, НИИ, организаций и предприятий;

-     освоение современных методов исследования, в том числе инструментальных;

-     поиск, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;

-     приобретение профессиональных (общенаучных, инструментальных и профессионально-специализированных) компетенций в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности.

 

Результаты НИР магистранта являются основой для написания магистерской диссертации. Они должны быть представлены в виде тезисов (статей), докладов на научных конференциях.

.

Б2.В.01.02(П) Научно-исследовательская практика


Аннотация


Научно-исследовательская практика

 

Общая трудоёмкость научно-производственной практики составляет 12 зач.ед. (432 часа). Защита отчётов в первом (зачет) и четвертом (зачет с оценкой) семестрах.

 

Цели практики

Целями научно-исследовательской практики при подготовке магистра гидрометеорологии являются: закрепление и углубление теоретических знаний магистрантов; приобретение ими практических навыков научно-исследовательской работы и формирование ряда компетенций (общекультурных, профессиональных и специальных) в области геоэкологии и климатологии; получение экспериментального (теоретического, лабораторного, полевого) и выбор опубликованного в литературных источниках материала для самостоятельной научно-исследовательской части магистерской диссертации; формирование социально-личностных качеств, в процессе профессиональных коммуникаций, навыков установления контактов и поддержания взаимодействия, обеспечивающих успешную работу в коллективе.

 

Задачи практики

Задачами научно-производственной практики являются:

– сбор, анализ и синтез литературных и картографических источников по теме магистерской диссертации;

– разработка научных предложений и идей для написания магистерской диссертации;

– приобретение профессиональных (общенаучных, профессиональных и профессионально-специализированных) компетенций в соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности.

 

В результате прохождения научно-исследовательской практики магистрант должен:

 

Уметь:

– формулировать проблемы и задачи научного исследования в области климатологии и геоэкологии;

– выбирать методы научного исследования в соответствии с темой практики;

– получать новые достоверные факты на основе научного анализа данных;

– формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований с учётом нормативных документов, принятых в области охраны и рационального природопользования окружающей природной среды.

 

Владеть:

– навыками сбора информации по тематике научно-исследовательской работы;

– методами комплексного подхода к исследованию;

– навыками предоставления полученных результатов в виде научных публикаций, отчетов, презентаций.


Б2.В.01.03(П) Научно-педагогическая практика


Аннотация


Научно-педагогическая практика

 

Общая трудоёмкость научно-педагогической практики составляет 6 зач.ед. (216 часов).

Защита отчётов в третьем семестре (зачет с оценкой).

 

Научно-педагогическая практика призвана обеспечить функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс.

Целью научно-педагогической практики студентов является приобретение практических навыков проведения учебных занятий и подготовка магистрантов к преподавательской деятельности.
Основными задачами научно-педагогической практики магистрантов являются:

·                     знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя метеорологических  дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций;

·                     закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;

·                     овладение методическими приемами подготовки и проведения лекционных/практических/лабораторных занятий по усмотрению научного руководителя;

·                     ознакомление с современными компьютерными технологиями, применяемыми  в учебном процессе;

·                     привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистрантов; формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты своего труда.


Научно-педагогическая практика магистрантов проводится с учетом научных интересов магистратов и предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов. Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.

В результате обучающийся должен приобрести опыт профессионально-педагогической деятельности и следующие навыки:

·                     ориентироваться в теоретических основах науки преподаваемого предмета;

·                     овладеть методами и формами педагогической работы в сфере метеорологического образования;

·                     овладеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя;

·                     строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;

·                     овладеть культурой речи и общения.

 

Б2.В.01.04(П)Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности


Аннотация дисциплины


ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая трудоёмкость 12 з.е. Зачет с оценкой во втором семестре.

 

Целями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий и учебных практик; приобретение профессиональных умений и опыт профессиональной деятельности; приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Практика проходит в производственных, научно-исследовательских или тематических подразделениях организаций Министерства природных ресурсов РФ, Министерства энергетики РФ, Российской академии наук, региональных Гидрометцентров, акционерных обществ, фирм и компаний, которые выполняют проектно-изыскательские, оперативно-производственные и научно-исследовательские виды работ, связанные с решением климатических и геоэкологических проблем, а также с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач.

Задачами практики являются:

– ознакомление со структурой организации (предприятия), основными должностными инструкциями, организацией труда;

– обеспечение непосредственного участия магистранта в проектно-изыскательской, оперативно-производственной деятельности и решение конкретных задач в области синоптической и авиационной метеорологии, климатологии, метеорологии и геоэкологии;

– ознакомление и приобретение практических навыков работы с программными продуктами, предназначенными для обработки и интерпретации результатов гидрометеорологических исследований;

– участие в разработке рекомендаций по составлению синоптических и авиационных прогнозов погоды, рекомендаций по охране атмосферы от загрязнения;

– сбор, анализ и синтез фондовых материалов, литературных и картографических источников по теме магистерской диссертации;

– выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности;

– ознакомление с современным профессиональным опытом;

– получение практических навыков и организационной работы, необходимых для получения квалификации магистр по направлению 05.04.04  «Гидрометеорология».

Сроки проведения практики: 2 семестр - согласно Графику учебного процесса, подписываемого ректором ТГУ. В отдельных случаях сроки проведения практики по согласованию с предприятием могут быть смещены в зависимости от производственного задания, в выполнении которого участвует практикант.

Формой отчетности о прохождении практики является отчет, подготавливаемый магистрантом. Защита отчёта о практике происходит перед специальной комиссией кафедры метеорологии и климатологии.


Б2.В.01.05(Пд) Преддипломная практика


Аннотация дисциплины


ПРАКТИКА ПРЕДДИПЛОМНАЯ

Общая трудоёмкость 18 з.е. Зачет с оценкой в четвертом семестре.

 

Цели преддипломной практики подготовка магистрантом гидрометеорологии, обучающимся по профилю «Метеорология», обусловлены необходимостью подготовки студентами выпускной квалификационной работы (ВКР) магистра. Целью преддипломной практики является формирование чёткого представления обучающегося об основных профессиональных задачах в рамках специализации магистра и способах их решения в ходе подготовки выпускной квалификационной работы.

Базой практики могут являться обсерватория Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (г.Томск) или кафедра метеорологии и климатологии Томского государственного университета, непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.

Задачи преддипломной практики – создать магистранту необходимые условия для формирования навыков самостоятельного решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности; использования современных технологий обработки информации (в том числе библиографических данных); интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных; представления результатов исследования в письменной и устной формах.

Сроки прохождения преддипломной практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса на текущий учебный год.

Отчёт по практике защищается перед научным руководителем выпускной квалификационной работы от кафедры метеорологии и климатологии.