Учебно-методический комплекс (УМК) «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты» необходим при профессиональной подготовке бакалавров и магистров направления 021600.68 «ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ» для формирования у студентов комплекса знаний о строении климатической системы, климатообразующих факторах, классификациях климата.
Учебно-методический комплекс содержит интерактивную и неинтерактивную части.
Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:
Представленные компоненты встроены в электронное учебное пособие «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты».
Электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения теоретического материала. Материал каждой темы курса структурирован в виде гипертекста, дополненного иллюстрациями.
Тестирующий модуль представлен набором тестовых заданий. Встречаются тесты следующих видов: единственного выбора, множественного, на восстановление последовательности и соответствия, тесты открытой формы. Общий объем тестовых заданий составляет 24 вопроса разного уровня сложности. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.
В глоссарии представлено объяснение терминов, встречающихся в электронном учебном пособии.
Кроме интерактивной части в комплект УМК «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты» входят неинтерактивные элементы, также встроенные в электронное учебное пособие:
1) рабочая программа дисциплины «Климатология»;
2) методические рекомендации для учащихся.
В рабочей программе дисциплины «Климатология» отражены цели и задачи изучения курса, содержание деятельности учащихся, приводится содержание программы с описанием всех изучаемых разделов, учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
Методические рекомендации для учащихся включают разъяснения по организации самостоятельной работы с целью наиболее полного овладения знаниями. В рекомендациях предложены различные образовательные траектории изучения материала, что позволяет учащимся выбрать наиболее эффективный путь работы. Показана возможность использования тестовых заданий для контроля знаний.
Содержание электронного учебного пособия соответствует рабочей программе курса, составленной с учетом требований государственного стандарта общего образования.
Пособие состоит из введения и 7 частей.
Введение дает представление о предмете изучения, основных задачах, а также содержит краткую историческую справку о климатологии как науке.
1. Радиационные факторы климата. Распределение инсоляции на внешней границе атмосферы. Солнечная радиация у земной поверхности. Радиационный баланс деятельной поверхности, географическое распределение годовых сумм и в годовом ходе. Глобальный цикл углерода. Тепловой баланс подстилающей поверхности и системы Земля – атмосфера. Пространственное распределение и годовой ход составляющих теплового баланса.
2. Циркуляционные факторы климата. Схема общей циркуляции атмосферы, ее сезонные различия. Климатические центры действия в атмосфере. Основные воздушные течения в системе общей циркуляции атмосферы.
3 Влагооборот и его роль в формировании климата. Водный баланс. Пространственно-временное распределение облачности, атмосферных осадков, испарения.
4 Подстилающая поверхность как климатообразующий фактор. Физические свойства океанических и материковых деятельных поверхностей. Влияние океанических течений на климат. Рельеф суши и его влияние на формирование климата.
5 Микроклимат. Понятия макро-, микро- и наноклимата, их связь с элементами ландшафта. Особенности климата городов.
6 Климатические классификации. Цели, назначение и средства классификаций климата. Ботанические, гидрологические, почвенные, генетические классификации климата.
7 Классификации климата для прикладных целей (по направлению использования). Специализированные классификации для решения конкретных прикладных задач.
Практическая компонента.
Практическая работа. Знакомство с климатическими справочниками и атласами. Составление климатической справки
Лабораторная работа 1. Понятие о метеорологических рядах. Виды климатических показателей и характеристики их статистической изменчивости
Лабораторная работа 2. Биоклиматические индексы
Тестирующий модуль, встроенный в электронное учебное пособие (120 вопросов).
Глоссарий.
Глоссарий включает перечень основных терминов и понятий, встречающихся в курсе.
3. Авторы (составители)
Волкова Марина Александровна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета.
Волковой М.А. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Климатология», «Исторические и современные изменения климата», «Авиационная метеорология», «Авиационные прогнозы погоды», «Информатика».
Кужевская Ирина Валерьевна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета.
Кужевской И.В. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Методы статистической обработки и анализа гидрометеорологических наблюдений», «Физические основы воздействия на атмосферные процессы», «Климатическая обработка метеоинформации», «Космические методы исследований в метеорологии», «Спутниковая информация в прикладных целях», «Биометеорология».