Учебно-методический комплекс «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты»

1. Структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты» необходим при профессиональной подготовке бакалавров и магистров направления 021600.68 «ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ» для формирования у студентов комплекса знаний о строении климатической системы, климатообразующих факторах, классификациях климата.

Учебно-методический комплекс содержит интерактивную и неинтерактивную части.

Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:

Представленные компоненты встроены в электронное учебное пособие «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты».

Электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения теоретического материала. Материал каждой темы курса структурирован в виде гипертекста, дополненного иллюстрациями.

Тестирующий модуль представлен набором тестовых заданий. Встречаются тесты следующих видов: единственного выбора, множественного, на восстановление последовательности и соответствия, тесты открытой формы. Общий объем тестовых заданий составляет 24 вопроса разного уровня сложности. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.

В глоссарии представлено объяснение терминов, встречающихся в электронном учебном пособии.

Кроме интерактивной части в комплект УМК «Климатология. Теоретические и прикладные аспекты» входят неинтерактивные элементы, также встроенные в электронное учебное пособие:

1) рабочая программа дисциплины «Климатология»;

2) методические рекомендации для учащихся.

В рабочей программе дисциплины «Климатология» отражены цели и задачи изучения курса, содержание деятельности учащихся, приводится содержание программы с описанием всех изучаемых разделов, учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Методические рекомендации для учащихся включают разъяснения по организации самостоятельной работы с целью наиболее полного овладения знаниями. В рекомендациях предложены различные образовательные траектории изучения материала, что позволяет учащимся выбрать наиболее эффективный путь работы. Показана возможность использования тестовых заданий для контроля знаний.

2. Содержание учебно-методического комплекса

Содержание электронного учебного пособия соответствует рабочей программе курса, составленной с учетом требований государственного стандарта общего образования.

Пособие состоит из введения и 7 частей.

Введение дает представление о предмете изучения, основных задачах,  а также содержит краткую историческую справку о климатологии как науке.

1. Радиационные факторы климата. Распределение инсоляции на внешней границе атмосферы. Солнечная радиация у земной поверхности. Радиационный баланс деятельной поверхности, географическое распределение годовых сумм и в годовом ходе. Глобальный цикл углерода. Тепловой баланс подстилающей поверхности и системы Земля – атмосфера. Пространственное распределение и годовой ход составляющих теплового баланса.

2. Циркуляционные факторы климата. Схема общей циркуляции атмосферы, ее сезонные различия. Климатические центры действия в атмосфере. Основные воздушные течения в системе общей циркуляции атмосферы.

3 Влагооборот и его роль в формировании климата. Водный баланс. Пространственно-временное распределение облачности, атмосферных осадков, испарения.

4 Подстилающая поверхность как климатообразующий фактор. Физические свойства океанических и материковых деятельных поверхностей. Влияние океанических течений на климат. Рельеф суши и его влияние на формирование климата.

5 Микроклимат. Понятия макро-, микро- и наноклимата, их связь с элементами ландшафта. Особенности климата городов.

6 Климатические классификации. Цели, назначение и средства классификаций климата. Ботанические, гидрологические, почвенные, генетические классификации климата.

7 Классификации климата для прикладных целей (по направлению использования). Специализированные классификации для решения конкретных прикладных задач.

Практическая компонента.

Практическая работа. Знакомство с климатическими справочниками и атласами. Составление климатической справки

Лабораторная работа 1. Понятие о метеорологических рядах. Виды климатических показателей и характеристики их статистической изменчивости

Лабораторная работа 2. Биоклиматические индексы

Тестирующий модуль, встроенный в электронное учебное пособие (120 вопросов).

Глоссарий.

Глоссарий включает перечень основных терминов и понятий, встречающихся в курсе.

 

3. Авторы (составители)

Волкова Марина Александровна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета.

Волковой М.А. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Климатология», «Исторические и современные изменения климата», «Авиационная метеорология», «Авиационные прогнозы погоды», «Информатика».

Кужевская Ирина Валерьевна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета.

Кужевской И.В. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Методы статистической обработки и анализа гидрометеорологических наблюдений», «Физические основы воздействия на атмосферные процессы», «Климатическая обработка метеоинформации», «Космические методы исследований в метеорологии», «Спутниковая информация в прикладных целях», «Биометеорология».