Рабочая программа по дисциплине «Климатология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021600 – Гидрометеорология, квалификация «бакалавр» (приказ Минобрнауки России № 535 от 20.05.2010 г.).
Общий объем дисциплины 108 часов. Из них: лекции – 34 часа, лабораторные занятия – 18 часов, самостоятельная работа студентов – 56 часов. Зачет в пятом семестре.
Общая трудоемкость дисциплины 3 зач. ед.
Автор:
Волкова Марина Александровна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии.
Рецензент:
Кужевская Ирина Валерьевна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии.
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Климатология» является формирование у студентов комплекса знаний о современном климате и климатах прошлого, включая представления о строении климатической системы, климатообразующих факторах, классификациях климата.
2. Место дисциплины в структуре бакалаврской программы
Дисциплина «Климатология» является компонентом базовой части профессионального цикла Б3 учебного плана подготовки бакалавра по направлению 021600 – Гидрометеорология.
Для успешного освоения дисциплины обучающиеся должны владеть знаниями, полученными после усвоения дисциплин «Физика», «Физическая метеорология», «Водный режим атмосферы».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Климатология»:
После успешного усвоения учебного материала дисциплины «Климатология» обучающийся должен
знать:
¨ климатообразующие процессы;
¨ основные свойства климатической системы;
¨ классификации климатов;
уметь:
4. Структура и содержание дисциплины «Климатология»
4.1. Структура преподавания дисциплины
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
||
лекции |
лабораторные занятия |
самостоятельная работа студента |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Введение. История климатологии. Климатическая система |
8
|
5 |
2 |
|
4 |
|
2 |
Радиационные процессы и их роль в формировании климата |
6,7 |
8 |
6 |
8 |
Контрольная работа |
|
3 |
Циркуляция атмосферы как климатообразующий фактор |
8,9 |
8 |
4 |
8 |
|
|
4 |
Влагооборот и его роль в формировании климата |
10 |
2 |
4 |
6 |
Коллоквиум |
|
5 |
Подстилающая поверхность как климатообразующий фактор |
11,12 |
4 |
4 |
6 |
||
6 |
Микроклимат |
13 |
2 |
|
4 |
|
|
7 |
Классификации климатов |
14 |
2 |
|
8 |
|
|
8 |
История климата Земли |
15,16 |
4 |
|
8 |
Индивидуальные задания |
|
9 |
Антропогенное влияние на климат Земли |
|
17 |
2 |
|
4 |
|
10 |
Промежуточная аттестация |
|
– |
– |
– |
– |
Зачет |
11 |
ВСЕГО |
108 |
|
34 |
18 |
56 |
|
4.2. Содержание дисциплины
1. Введение. Понятие о климате. История климатологии. Климатическая система. Климатообразующие процессы и географические факторы, их взаимосвязь. Методы, используемые для изучения климата. Климатология как наука, её связь с другими науками. Народнохозяйственное значение климатологии, её основные задачи.
2. Радиационные процессы и их роль в формировании климата. Распределение инсоляции на внешней границе атмосферы. Суточные суммы солнечной радиации на верхней границе атмосферы. Годовые суммы солнечной радиации на верхней границе атмосферы. Солнечная постоянная, ее долговременные колебания. Солнечная радиация у земной поверхности. Прямая радиация, рассеянная, суммарная: годовые, суточные суммы, географическое распределение. Альбедо земной поверхности, поглощенная радиация. Эффективное излучение земной поверхности. Радиационный баланс деятельной поверхности, географическое распределение годовых сумм и в годовом ходе. Тепловой баланс подстилающей поверхности. Пространственное распределение и годовой ход составляющих теплового баланса (радиационный баланс, затраты тепла на испарение, турбулентный поток тепла, теплообмен с нижележащими слоями почвы и воды). Годовой ход составляющих теплового баланса в различных климатических зонах (экваториальный пояс, тропики, субтропики и т.д.). Тепловой баланс системы Земля – атмосфера. Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности.
3. Циркуляция атмосферы как климатообразующий фактор. Схема общей циркуляции атмосферы, ее сезонные различия. Климатические центры действия в атмосфере. Основные воздушные течения в системе общей циркуляции атмосферы. Зональная циркуляция в тропосфере, стратосфере. Меридиональные составляющие общей циркуляции. Циркуляция Хэдли, Ферреля. Географические типы воздушных масс, климатологические фронты. Внетропическая циркуляция. Циркуляция в тропиках (пассаты, внутритропическая зона конвергенции, тропические циклоны, муссоны). Влияние циркуляции атмосферы на термический режим и режим увлажнения
4. Влагооборот и его роль в формировании климата. Водный баланс. Пространственно-временное распределение облачности, атмосферных осадков, испарения. Влияние океанов и циркуляции атмосферы на распределение облачности и осадков.
5. Подстилающая поверхность как климатообразующий фактор. Физические свойства океанических и материковых деятельных поверхностей. Океанический и материковый типы климатов. Влияние океанических течений на климат. Влияние почвенного и растительного покровов на климат. Влияние снежного и ледового покровов на климат. Рельеф суши и его влияние на формирование климата. Влияние рельефа на приход-расход радиации. Влияние рельефа на температуру, осадки, снежный покров и другие метеорологические величины. Местные циркуляции: горно-долинные ветры, фёны, ледниковые ветры, бора.
6. Микроклимат. Понятия макро-, микро- и наноклимата, их связь с элементами ландшафта. Климатические особенности пересечённой местности, карьеров, болот и т.д. Особенности климата городов.
7. Классификации климатов. Цели, назначение и средства классификаций климата. Ботанические, гидрологические, почвенные, генетические классификации климата. Классификация В. Кёппена. Классификация Л.С. Берга. Классификация М.И. Будыко и А.А. Григорьева. Классификация Б.П. Алисова. Типы климата согласно классификации Б.П. Алисова (экваториальный, субэкваториальный и т.д.).
8. История климата Земли. Методы палеоклиматических реконструкций. Возможные причины изменения климата за геологическую историю Земли. Изменения климата в докембрии. Изменения климата в фанерозое. Изменения климата в плейстоцене. Изменения климата в голоцене. Изменения климата в историческое время. Изменения климата в период инструментальных наблюдений.
9. Антропогенное влияние на климат Земли. Непреднамеренные воздействия на климат. Изменение характера деятельной поверхности Земли: вырубка лесов, распашка степей, создание водохранилищ, орошение в аридных районах, осушение болот, аэрозольное, газовое и тепловое загрязнение атмосферы. Изменение концентрации углекислого газа, озона и других малых примесей.
5. Образовательные технологии
При проведении различных видов учебной работы по изучению дисциплины «Климатология» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра 021600 – Гидрометеорология предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий.
Наряду с классическими технологиями обучения на лекционных занятиях используются компьютерные возможности, включающие лекции с применением мультимедийных средств.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
При изучении дисциплины «Климатология» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. В качестве примеров приведены:
– тематика рефератов, презентаций;
– примеры вопросов для проведения письменных контрольных работ;
– образцы экзаменационных билетов и т. д.
Все эти материалы используются для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Формы представления самостоятельной работы
При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:
Роль студента при выполнении самостоятельной работы:
Критерии оценки самостоятельной работы:
6.1. Примерные темы рефератов, презентаций
6.2. Примеры вопросов для проведения письменных контрольных работ
6.3. Перечень примерных вопросов для коллоквиума
6.4. Образцы экзаменационных билетов
Билет 1
1. Распределение инсоляции на внешней границе атмосферы.
2. Рельеф суши и его влияние на формирование климата.
Билет 2
1. Подстилающая поверхность как климатообразующий фактор.
2. Классификация климата М.И. Будыко и А.А.Григорьева.
Билет 3
1. Радиационный баланс деятельной поверхности: географическое распределение годовых сумм и в годовом ходе.
2. Климатические центры действия в атмосфере.
6.5. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
6.6. Примеры видов индивидуальной самостоятельной работы студентов
Написание реферативной работы
Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа: научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7–10 мин.
Написание рецензии, аннотации (статьи, научные труды по теме)
Рецензия (аннотация) может быть представлена на лабораторном занятии или быть проверена преподавателем.
Создание материалов-презентаций
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Регламент озвучивания – 7–10 мин.
6.7. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
6.8. Темы лабораторных занятий
Лабораторные занятия призваны закрепить знания студентов по отдельным разделам курса «Климатология», привить им навыки самостоятельной работы с метеорологическими и климатическими данными.
6.9. Примерный перечень тем для курсовых работ
Курсовая работа базируется на материалах учебного курса «Климатология» и имеет научно-исследовательский характер. Написание работы предусматривает изучение ряда литературных источников и владение методами климатологической обработки метеорологических рядов. Объем работы не должен превышать 30–40 листов машинописного текста.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Климатология»
а) Основная литература
б) Дополнительная
14. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Техническое резюме. – М.: ВНИИГМИ-МЦД, 2008. – 90 с.
15. Переведенцев Ю.П. Теория климата / Ю.П. Переведенцев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. – 504 с.
в) Периодические издания, рекомендуемые при подготовке к самостоятельной работе
Журналы «Метеорология и гидрология», «Оптика атмосферы и океана».
г) Сайты открытого доступа:
Гидрометцентр России (раздел Климат) |
|
Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
|
Всемирная метеорологическая организация |
http://www.wmo.int/pages/themes/WMO_climatechange_en.html
|
Межправительственная группа экспертов по проблемам изменения климата |
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Обучение по дисциплине «Климатология» осуществляется на базе:
– лекционная аудитория, оснащенная мультимедиа проектором;
– дисплейный класс с 10–12 индивидуальными рабочими местами.