Транспортно-климатические ресурсы складываются из автотранспортных и железнодорожных климатических ресурсов.
Основной причиной удорожания транспортных перевозок и нарушения бесперебойности движения транспорта являются снежные заносы и связанная с ними необходимость уборки большого количества выпадающего снега.
Количество снега, которое надо убирать ежегодно, складывается из объемов выпадающего и переносимого на территорию снега. И та, и другая характеристика опираются на средний многолетний годовой прирост снежного покрова.
Железнодорожные климатические ресурсы. Основные специализированные показатели климатических ресурсов для железнодорожного транспорта и диапазон их изменения представлены в табл. 7.6.
Все представленные в таблице показатели ухудшают работу железнодорожного транспорта. Снегопады и метели можно считать одним из наиболее опасных явлений погоды для работы железнодорожного транспорта. Ежегодно снегопады и метели приводят к нарушению работы станций, узлов и даже целых направлений. Снегопады опасны станциям и узлам, так как постоянная занятость станционных путей подвижным составом осложняет использование снегоуборочной техники. Кроме этого, на крупных станциях и узлах централизованное управление осуществляется сотнями стрелочных переводов, которые должны содержаться безупречно чистыми, исключающими возможность напрессовки снега между рамным рельсом и остряком. Выпадение и перенос снега приводят также к большим трудозатратам и расходам денежных средств на снегоуборку и расчистку регулировочных стрелок.
Таблица 7.6. Специализированные показатели железнодорожных климатических ресурсов
Показатель |
Единица измерения |
Максимальное число дней с сильным снегопадом, метелью, интенсивными осадками и высокой скоростью ветра (опасными природными явлениями) |
дни |
Объем переносимого снега за зиму с максимальной продолжительностью метелей |
м3/пог. м |
Наибольшая за зиму максимальная декадная высота снежного покрова по постоянной рейке |
см |
Среднее число дней с максимальной температурой воздуха за сутки ≥ 30 °С |
дни |
Среднее число дней с минимальной температурой воздуха за сутки ≤ –25 °С |
-//- |
Число дней с осадками ≥ 0.1 мм |
-//- |
Для железнодорожных путей большое значение имеет и высокая, и низкая температура воздуха. Под влиянием высокой температуры воздуха рельсы удлиняются. При неудовлетворительном текущем содержании пути происходит сгон стыков, образуются «слепые зазоры», что приводит к нарушению изоляции в изолирующих стыках и выбросу пути. Низкая температура вызывает укорачивание рельсов. Это ведет к увеличению зазоров, нарушению изоляции в изолирующих стыках и излому рельсов. Повышение температуры воздуха до t > 30 °С вызывает провисание проводов настолько, что даже при тихой погоде может происходить их замыкание. Низкая температура приводит к сокращению длины проводов, поэтому они рвутся при малейшей добавочной нагрузке. Кроме того, при низкой температуре выходит из строя водяная отопительная система пассажирских вагонов, восстановление которой – длительное и дорогостоящее дело. Жара и сильные морозы очень опасны для системы автоблокировки и могут вызывать повреждение подводящих проводов и выход ее из строя.
Сильные дожди представляют опасность для земляного полотна и могут привести не только к ограничению скорости, но и к перерыву движения поездов. При метелях, снегопадах, сильных ливнях ухудшается видимость, снижается работоспособность людей, затрудняются вождение поездов и маневровая работа на станциях. Осадки влияют на слышимость передач, сильный ветер в сочетании со снегопадом и метелями приводит к массовому обрыву проводов. Все перечисленные явления отрицательно влияют на работу всех служб железнодорожного транспорта (службы перевозок, службы пути, службы сигнализации и связи, службы движения, локомотивной службы и др.).