О курсе

Учебно-методический комплекс

«Исторические и современные изменения климата»

1. Структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) «Исторические и современные изменения климата» необходим при профессиональной подготовке магистров направления  Гидрометеорология 021600.68 для проведения исследований изменений климата, оценки тенденций и масштабов будущих климатических изменений.

Учебно-методический комплекс содержит интерактивную и неинтерактивную части.

Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:

Представленные компоненты встроены в электронное учебное пособие «Исторические и современные изменения климата».

Электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения теоретического материала. Материал каждой темы курса структурирован в виде гипертекста, дополненного иллюстрациями.

Тестирующий модуль представлен набором тестовых заданий. Встречаются тесты следующих видов: единственного выбора, множественного, на восстановление последовательности и соответствия, тесты открытой формы. Объем тестовых заданий составляет 20 вопросов разного уровня сложности. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.

В глоссарии представлено объяснение терминов, встречающихся в электронном учебном пособии.

Кроме интерактивной части в комплект УМК «Исторические и современные изменения климата» входят неинтерактивные элементы, также встроенные в электронное учебное пособие:

1) рабочая программа курса;

2) методические рекомендации для учащихся.

В рабочей программе курса «Исторические и современные изменения климата» отражены цели и задачи изучения курса, содержание деятельности учащихся, приводится содержание программы с подробным описанием всех изучаемых разделов, учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Методические рекомендации для учащихся включают разъяснения по организации самостоятельной работы с целью наиболее полного овладения знаниями. В рекомендациях предложены различные образовательные траектории изучения материала, что позволяет учащимся выбрать наиболее эффективный путь работы. Показана возможность использования тестовых заданий для контроля знаний.

 

2. Содержание учебно-методического комплекса

Содержание электронного учебного пособия соответствует рабочей программе курса, составленной с учетом требований государственного стандарта общего образования.

Пособие состоит из введения и 6 частей.

Введение дает представление о предмете изучения, основных задачах и направлениях.

Часть 1. Климатообразующие факторы. Понятие о климате. Классификация масштабов изменчивости характеристик климатической системы. Климатическая система. Климатообразующие факторы и процессы.

Часть 2. Генезис климата. Эволюция недр Земли. Тектоническая периодизация истории Земли. Эволюция атмосферы и гидросферы.

Часть 3. История климата. Возможные причины изменения климата за геологическую историю Земли. Методы палеоклиматических реконструкций. Изменения климата в докембрии. Изменения климата в фанерозое. Изменения климата в кайнозойской эре. Изменения климата в плейстоцене. Изменения климата в голоцене. Изменения климата в историческое время. Изменения климата в период инструментальных наблюдений.

Часть 4. Антропогенные изменения климата. Пути воздействия человека на климат и микроклимат.

Часть 5. Методы исследования и оценки изменений климата. Временные ряды.  Периодические циклы. Анализ периодических флуктуаций. Ортогональные функции.  Исключение регулярных циклов. Выделение и анализ нерегулярных циклов.  Автокорреляционные функции. Спектральный анализ. Сглаживание и фильтрация. Метод скользящих (перекрывающихся) средних. Метод наложения эпох.

Часть 6. Трансформация природных и хозяйственных систем и здоровья населения, связанных с изменением климата. Влияние изменения климата на различные секторы экономики. Влияние изменения климата на экосистемы и здоровье населения. Современные тенденции изменения климата и их последствия на территории РФ.

 

 

Практическая компонента


Лабораторная работа 1 – Работа с климатическими базами данных (создание, обработка).

Лабораторная работа 2 – Методы исследования тенденций климатических изменений.

Тестирующий модуль, встроенный в электронное учебное пособие.

Глоссарий – включает перечень основных терминов и понятий, встречающихся в курсе.

Информационные материалы.

Содержат документы и отдельные главы книг, необходимых при полном изучении вопроса изменения климата.

 

 

Авторы (составители)

 

Волкова Марина Александровна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета.

Волковой М.А. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Климатология», «Исторические и современные изменения климата», «Авиационная метеорология», «Авиационные прогнозы погоды», «Информатика».

Кужевская Ирина Валерьевна – кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии геолого-географического факультета Томского государственного университета.

Кужевской И.В. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Методы статистической обработки и анализа гидрометеорологических наблюдений», «Физические основы воздействия на атмосферные процессы», «Климатическая обработка метеоинформации», «Космические методы исследований в метеорологии», «Спутниковая информация в прикладных целях», «Биометеорология».

 

 

Разработчики

 

Программист – Якупов Дамир Флюрович, техник и программист ИДО ТГУ, специалист по разработке электронных образовательных ресурсов, по организации видеоконференцсвязи.

Корректор – Лихачева Валентина Георгиевна, редактор I категории издательства ТГУ.

Методист – Звегинцева Светлана Юрьевна, специалист по учебно-методической работе ИДО ТГУ, специалист в области электронных образовательных ресурсов.